Фото: Фотобанк Лори 25 декабря католики и протестанты всего мира отмечают один из главных праздников христианства – Рождество Христово. Значительная часть российских граждан, воспитывавшихся в атеистическом государстве, к прискорбию, демонстрирует определенные пробелы в знании деталей и подробностей этого события. Поэтому мы хотим воспользоваться удобным поводом, чтобы ответить на несколько распространенных рождественских вопросов. Вопрос первый – почему Иисус из Назарета родился в Вифлееме? Все дело в переписи населения, которая тогда проводилось по указу императора Августа. Согласно распоряжению цезаря, для облегчения проведения переписи каждый житель империи должен был явиться в населенный пункт по месту своего рождения. Поэтому Иосиф, как потомок Давида, отправился вместе с беременной женой в Вифлеем (Евангелие от Луки, Глава 2). Таким образом, не надо путать это путешествие с бегством святого семейства в Египет, которое произошло несколько позже. Причина достаточно прозаична, и часто встречается даже сейчас. Тогдашние отельеры Вифлеема просто не справились с наплывом клиентов, спровоцированным указом императора. Семья Иосифа не смогла найти свободной комнаты в городе и поэтому вынуждена была расположиться в пещере, которую местные пастухи использовали как хлев для скота. В этот момент у Марии начались схватки. Пока Иосиф пытался найти повитуху, младенец Иисус появился на свет. В качестве первой колыбели пришлось использовать то, что подвернулось под руку – ясли. Забавно, что в атеистическом СССР название дошкольных учреждений для самых маленьких граждан менять не стали. Ясли оставались яслями. Первыми, кто увидел рожденного Спасителя были все же пастухи, пасшие свой скот неподалеку от пещеры. Узнав о рождении от ангела, они явились, чтобы поклониться новорожденному. Далее, согласно Евангелию от Матфея, на небе появляется чудесная (вифлеемская) звезда, которая привела к младенцу Иисусу уже волхвов. Причем, два этих посещения разделяло, по всей видимости, некоторое время, так как к появлению новых гостей семейство разместилось уже "в доме" (Евангелие от Матфея, Глава 2). Волхвы принесли в дар Иисусу как Царю золото, ладан и смирну. Волхвам нужно сказать спасибо и за то, что, имея указание царя Ирода сообщить ему о том, где находится младенец, они уклонились от выполнения приказа. Фото: Михаил Марковский/ Фотобанк Лори В раннем христианстве нельзя найти каких-либо обрядов, связанных с хвойными деревьями. Отдельные исследователи считают, что на момент установления юлианского календаря на 25 декабря в северном полушарии приходился день зимнего солнцестояния, когда начинал увеличиваться световой день. У некоторых языческих народов этот день считался днем рождения бога Солнца. Возможно, что у ранних христиан эта традиция сливается с празднованием рождения Христа. Рождество стало ассоциироваться с праздником света. Появилась традиция устанавливать в храмах ветвистое дерево, украшенное светильниками – прообраз Рождественской елки. Непосредственно традиция украшать на праздник хвойные деревья – сосну или ель - возникла у древних германцев. А в Россию ее завез, естественно, большой любитель всего немецкого, Петр Великий. О том, почему Рождество отмечается в Европе и большинстве стран остального мира 25 декабря, а в России 7 января, знают все. И это только на первый взгляд кажется диким жить с разницей в 13 дней с целым миром. Разные системы летоисчисления существуют во многих странах до сих пор. А вот состыковывать деловые графики действительно непросто. Но можно использовать сложившуюся ситуацию с пользой для всех желающих отдохнуть. Пример соседних Белоруссии и Украины демонстрирует это убедительно. В этих государствах с сильной католической традицией Рождество официально отмечается дважды – 25 декабря и 7 января. К нашим соседям примкнул и Ливан. Только в этом государстве второй раз праздник отмечают не 7, а 6 января согласно армянской традиции. Сергей Анисимов