11 апреля 1964 года в московском кинотеатре "Россия" состоялась премьера фильма режиссера Георгия Данелия и сценариста Геннадия Шпаликова "Я шагаю по Москве". Для двух его авторов эта работа стала первым по настоящему серьезным успехом. Для всего советского кинематографа – событием, наряду с другими определившим уже угасавшую "хрущевскую оттепель". Отечественный зритель получил один из любимейших фильмов на все времена. Рассказываем, как снималась картина.
Девушка под дождем
Если верить Георгию Данелия, Шпаликов первоначально принес ему идею только одной сцены фильма: босая девушка идет под дождем, а парень на велосипеде держит над ней зонтик. Данелия идея понравилась, а Шпаликов обещал придумать уже весь сценарий. Решение обмыли шампанским, облив при этом стену в недавно отремонтированной квартире режиссера.
Кстати, в этой сцене пришлось снимать сразу трех девушек. Актриса, снявшаяся для общего плана, не приехала на следующую съемку. Во ВГИКе нашли похожую девушку, отсняли крупные планы. Но и она не могла отработать смену до конца, убежала на экзамен. Поэтому пришлось уговаривать корреспондентку "Известий", которая пришла делать интервью с режиссером. Босые ноги девушки в кадре – это ноги журналистки.
Настроение молодости
"Я шагаю по Москве" отличает особое настроение. Авторы в первую очередь хотели сделать картину о молодых и счастливых, у которых впереди хорошая интересная жизнь. Режиссер и сценарист сами были молоды. Геннадию Шпаликову в 1963 году, когда шли съемки фильма, было 26. Он уже зарекомендовал себя талантливым сценаристом, написав для Марлена Хуциева сценарий знаменитой "Заставы Ильича". Да и для 33-летнего Данелия это была всего лишь третья картина.
Главные роли в фильме сыграли молодые актеры: 24-летний Алексей Локтев (Володя Ермаков), его ровесница Галина Польских (Алена), 18-летние Евгений Стеблов (Саша Шаталов) и Никита Михалков (Коля).
Никиту Данелия порекомендовал Шпаликов, который дружил со старшим братом Михалкова Андроном. Знаменитый эпизод, описанный Григорием Данелия в его книге "Безбилетный пассажир": после недели съемок Никита приходит к нему требовать повышения актерской ставки. Данелия отказывает и говорит, что будет снимать другого актера. И будущий оскароносный режиссер сдается, просит прощения, уверяя, что это его старший брат Андрон подучил требовать пересмотра ставки. Якобы, Данелия никуда не денется. Не захочет выбрасывать в корзину уже отснятый материал.
Актерский ансамбль
В фильме в крошечных эпизодических ролях у Данелия блестяще сыграли известные советские актеры. Ирина Скобцева, с которой режиссер работал на своем первом фильме "Сережа", сыграла роль прохожей, по просьбе главных героев звонящей маме Алены. Молодая Инна Чурикова потрясающе смешна в роли участницы конкурса. Ролан Быков из эпизода с посетителем парка, которого пытается гипнотизировать Коля, сделал настоящий шедевр. А полотер, которого сыграл Владимир Басов, вошел в учебники кинематографа.
Актерский дебют 40-летнего кинорежиссера состоялся по весьма прозаической причине. Худсовет Мосфильма в разгар съемок стал требовать от создателей картины появления эпизода, который раскрывал бы смысл фильма. Данелия со Шпаликовым придумали сцену, в которой начинающий литератор Володя Ермаков приходит домой к известному писателю Воронову и вступает в "творческую полемику" с полотером, которого он принимает за хозяина квартиры. Полотер – Басов, требующий от Володи "правды жизни" в его рассказе и не верящий в искренность людей – это не просто смешно, это уже настоящая сатира на советских чиновников от искусства.
Юсов и Петров
Особая заслуга в успехе "Я шагаю по Москве" принадлежит оператору картины Вадиму Юсову и композитору Андрею Петрову. Юсов удивительным образом снял Москву. Его камера создает необычно яркое настроение фильма, в кадре много солнечного света, солнечных бликов. Удивительные панорамы города, для которых Юсов находил какие-то немыслимые точки. Москворецкая набережная, снятая с высотки на Котельнической. С Кремлем и старым Зарядьем, где еще не началось строительство гостиницы "Россия". Или Москва-река, которую Юсов запечатлел с верхних этажей здания МИДа на Смоленской площади.
И без музыки Петрова картину уже невозможно представить. С Петровым Данелия начал работать еще на фильме "Путь к причалу". "Песня о друге", написанная Петровым на стихи Григория Поженяна, стала всесоюзным хитом. Забавно, но в "Я шагаю по Москве" ее насвистывает персонаж Ролана Быкова.
Для нового фильма Петров сочинил главную тему, которая должна была стать еще и песней. Текст взялся написать Шпаликов, но тянул с работой. Режиссеру пришлось практически силой выуживать из него стихи. Происходило это во время съемок на площади Маяковского. Данелия с Юсовым на крыше ресторана "София" караулили вечерний режим – естественный свет при заходе солнца, а Шпаликов внизу ждал их, планируя поход в ресторан (Шпаликов "страдал" слабостью, присущей многим представителям русской творческой интеллигенции). Данелия потребовал от него стихи, угрожая бесконечным продолжением съемок. Так родилась "А я иду, шагаю по Москве" - одна из главных песен советского кино, давшая название и самой картине.
Метро, лирика и судьба фильма
Одним из героев фильма стало московское метро. Коля – метростроевец. И начальные титры идут на фоне съемок строительства нового тоннеля. Знакомство главных героев происходит в вагоне метро. Финальная сцена картины также снималась в метро на станции "Университет", куда Коля привозил володины вещи. Володя садился в вагон и уезжал… в оборотный тупик. В 1963 году "Университет" была последней станцией на Сокольнической линии. Но уже 30 декабря 63-го участок был продлен до станции "Юго-Западная". Поэтому зрители премьерного показа 1964 года уже не удивлялись. Герой картины вполне мог таким образом добираться до Внуковского аэропорта.
А титр "лирическая комедия" появился вместе с названием картины для того, чтобы отбиться от обвинений, что получилось не очень смешно. Режиссер таким образом определил направление своего дальнейшего творчества. Фильмы Данелия – всегда комедии, но или лирические, или трагикомические.
"Я шагаю по Москве" стал классикой советского кинематографа. Был отмечен особым упоминанием на Каннском кинофестивале 1964 года. Но, главное - картина навсегда запомнилась своим настроением ожидания счастья, которое очень трудно передать и повторить.
Сергей Анисимов