Освободят ли бедных от налогов?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/budut-li-nalogovye-poslableniya-dlya-bednyh-39966.html Анастасия Сорокина: НДФЛ оставят без малоимущих. Глава Минфина Российской Федерации Антон Силуанов, которому регулярно приходится отвечать на вопросы о налоговом послаблении для бедных граждан, готов разобраться в деталях этого предложения. Цитата: «Надо смотреть и на плюсы, и на минусы, как это скажется на региональных бюджетах. Поэтому надо взвешивать всё». Число россиян с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2019 году составило 20 млн. человек, или 14% от всего населения, следует из данных Росстата.
Александр Денисов: По-моему, в высказывании Антона Германовича и заключаются все плюсы и минусы этого предложения. Плюсы очевидны. А вот минусы – да, это что будет с региональными бюджетами, которые как раз пополняются за счет НДФЛ. Обсудим тему с Сергеем Кикевичем, финансовым советником, директором проекта «Рост сбережений».
Сергей Кикевич: Здравствуйте.
Анастасия Сорокина: Здравствуйте, Сергей Александрович. Подскажите пожалуйста, вот эта инициатива: действительно так много надо взвешивать плюсов и минусов, чтобы принять решение о смягчении налогового бремени?
Сергей Кикевич: Да, я думаю, что взвешивать надо более чем достаточно всяких разных вещей. Я объясню, почему. В справедливости того, что надо снизить налоговое бремя на малоимущих, вряд ли у кого-то возникают сомнения. Тем более что это идет согласованно более-менее с более общей идеей о прогрессивном налоге. Помните, мы с вами это обсуждали и в прямых эфирах в том числе. В принципе, все выступают «за»: надо вводить прогрессивный налог, снижать или вообще отменять налог на малоимущих и повышать, наоборот, на те зарплаты, которые гораздо выше среднего.
Александр Денисов: А чем рискуем? Хорошо, введем вот эту норму: отмена НДФЛ для малоимущих, определим порог, например, от 12 тыс. руб., все там будет. Чем рискуем?
Сергей Кикевич: В чем проблема, собственно. Почему правительство так осторожно относится к этой идее. Дело в том, что у человека может быть не одна зарплата. Представьте, что человек работает на полставки в одном месте, на полставки в другом месте. Как учитывать его суммарный доход? Другой пример. Владельцы бизнеса часто назначают себе маленькую пенсию… вернее, извините, маленькую зарплату и большую часть денег получают, например, через дивиденды. Как это администрировать? Очень просто. Вообще практика мировая говорит о том, что в таких случаях надо самостоятельно отчитываться о доходе. Т. е. сейчас за нас работодатель отчитывается, он просто вычитает НДФЛ из зарплаты, и все. А в случае прогрессивного налога придется отчитываться каждому из нас. Естественно, административно это сложнее для налогового органа.
Александр Денисов: Сергей, да они элементарно не придут отчитываться: и первое же слабое место в вашем предложении.
Сергей Кикевич: Но это не мое предложение. Это единственный вариант, на мой взгляд, как эта система может работать вообще сама по себе. Естественно, надо приучать население и это делать не сразу: бах, и поехали отчитываться сами вот с 2020 года. Надо рассказывать, как это делать, зачем это делать, помогать людям…
Александр Денисов: И главное, что за это будет, если не отчитался.
Анастасия Сорокина: Послушайте, но сейчас такая ситуация с карточками… Сергей Александрович…
Сергей Кикевич: Вот правительству, для того чтобы определить цифры, придется оценивать еще и политические риски. Слышно?
Александр Денисов: Да, слышно, Сергей, говорите.
Анастасия Сорокина: Да, слышно.
Сергей Кикевич: А политический риск тоже существует. Какой он? Дело в том, что как только человек начинает сам подавать налоговую декларацию, он отдает отчет, что примерно треть денег уходит государству. Примерно треть того, что он зарабатывает, идет в казну. Естественно, каждый захочет узнать, на что, собственно, эти деньги уходят. Т. е. в этом смысле политическая активность граждан обычно серьезно возрастает после введения такой меры. Так что это очень сложная система. И я бы сказал, что все это дело попахивает такой полноценной налоговой реформой. Т. е. не просто взяли и отменили налог на малоимущих. Давайте разбираться, как же все-таки тогда администрировать подобное нововведение.
Александр Денисов: И главное, вот обратил внимание Антон Германович, это ведь еще пару месяцев назад было, Костин, глава ВТБ, ему предложил эту идею. На форуме они сидели, так называемая панельная дискуссия. Силуанов сразу сказал: «Давайте хотя бы поживем спокойно, без этих вот резких предложений, без резких рывков». А сейчас уже: «Давайте взвесим плюсы и минусы». Очевидный прогресс, смотрите, за пару месяцев мы уже плюсы взвешиваем.
Сергей Кикевич: Я думаю, что нам, как обычным гражданам, это стало, безусловно, выгодно. По всем параметрам. Поэтому давайте использовать доступные для нас меры, давить на парламент, давить на правительство, обсуждать это по телевидению. Мне кажется, вообще Россия давно к этому созрела.
Анастасия Сорокина: Вот у нас из Воронежской области, немножко по-другому сформулирован вопрос: «очень просто определить доходы: по расходам». Почему-то, когда люди получают у нас, например, свои зарплаты, если у человека есть долги или какие-то налоговые обременения, точнее – кредитные, у него эти деньги списываются и удерживаются, здесь нет никакой проблемы. А определить, сколько человек зарабатывает, – неужели так это сложно?
Сергей Кикевич: А вы спросите у любого налогового инспектора, просто это или тяжело. Нет, по доходам, боюсь, что ничего не получится сделать. Человек просто возьмет и положит деньги в банковскую ячейку, откроет депозит, проинвестирует куда-то деньги. Нет, это, мне кажется, тупиковый вид. Расхода не получится.
Александр Денисов: Спасибо.
Анастасия Сорокина: Спасибо. Спросим об этом и нашего следующего эксперта. Сейчас с нами на связи был Сергей Кикевич, финансовый советник, директор проекта «Рост сбережений». А мы хотим обсудить этот вопрос с Натальей Корниенко, директором центра развития налоговой системы РАНХиГС. Наталья Юрьевна, здравствуйте.
Наталья Корниенко: Доброе утро.
Анастасия Сорокина: Так ли сложно понять, какими финансами обладает человек, чтобы понять, нуждается ли он в этом налоговом послаблении (чтобы не выплачивать вот этот налог 13% НДФЛ) или не нуждается?
Наталья Корниенко: Видите ли, коллеги, у вас дискуссия пошла уже в русле необходимости введения контролировать расходы. А сама по себе инициатива льготы для малоимущих – она с этим не связана. Я думаю, что вопрос контроля для расходами, безусловно, интересует многих. Но, наверное, сегодня это скорее мечта будущего. А вот что касается налога на имущество, здесь в принципе администрирование, наверное, пойдет традиционным путем, если оно дойдет до закона.
Александр Денисов: Наталья Юрьевна, скажите, а за счет НДФЛ формируются региональные бюджеты, и если мы введем такое право, допустим, отсечение от МРОТ (примерно 11-12 тыс.), все, введем такое правило, не облагается налогами, – за счет тогда будем выплачивать зарплату учителям в регионах, остальным бюджетникам? С чем столкнемся?
Наталья Корниенко: Для того, чтобы рассуждать в таком русле, можно просто взять зарплату в 12 тыс. и отнять от нее 13%. И тогда вы поймете, может ли эта зарплата, даже помноженная на 500 человек, дать кому-то нормальную зарплату в свою очередь.
Александр Денисов: Хорошо, отняли, помножили. И что получаем? Т. е. это ничтожная доля в региональном бюджете, правильно? Этот НДФЛ.
Наталья Корниенко: Это вообще, скажем так, даже не предмет для обсуждения. Я думаю, что косвенно вопрос налогообложения малоимущих связан со стоимостью администрирования. Потому что если такие доходы декларируются, то администрирование должно быть выше, чем эти полученные доходы. Т. е. это убыточно для бюджетов – собирать налоги с таких доходов.
Александр Денисов: Понятно. Овчинка выделки не стоит, говоря по-русски.
Наталья Корниенко: Ну, это просто убыток. Приносит убыток. Дело не в овчинке, а дело в том, что обложение таких доходов приносит убыток бюджету, вот и все.
Александр Денисов: Если это так, почему же бюджет не сделал выводы, Наталья Юрьевна?
Анастасия Сорокина: …Давно. Почему так долго решается – отменить…
Александр Денисов: Почему же, если это дешевле, так не сделать?
Наталья Корниенко: Скажем так, это все экспертные предположения. Потому что на сегодня неизвестно, сколько стоит один день работы налогового инспектора в той или иной области. Я имею в виду налоговый инспектор, который работает с юридическими лицами, с физическими лицами. Мы с вами не знаем, сколько стоит камеральная проверка, допустим, одного физического лица за год его дохода. От этого мы и не можем говорить точно, убыточно это или нет. Это просто на уровне общей эрудиции экспертная оценка. Есть предположение, что это убыточно.
Вторая компонента, безусловно, что доходы у населения не растут. А расходы при этом растут. Причем растут расходы обязательные. Т. е. это коммунальные платежи, электроэнергия; если это на селе, то там электроэнергия весьма значимый компонент, да?..
Александр Денисов: Наталья Юрьевна, извините, что перебиваю. Если мы с вами решили, что для бюджета это ничтожная доля, то для населения тогда вот возврат этих налоговых вычетов, если не будут забирать, большую ли прибавку даст?
Наталья Корниенко: Это не налоговый вычет. Это всего лишь 13%.
Александр Денисов: Я и имею в виду 13%. Если для бюджета это крохи…
Анастасия Сорокина: Но спасет ли это население?
Александр Денисов: …да, то для семьи это что?
Наталья Корниенко: Я думаю, что для регионов, где средний уровень зарплат колеблется от 15 до 12 тыс. руб., это будет хоть что-то. Потому что получается так, что государство не может дать нормальную работу гражданам. Обеспечить работой государство граждан не может. Значит, оно должно снижать налоги.
Александр Денисов: Спасибо.
Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи была Наталья Юрьевна Корниенко, директор центра развития налоговой системы РАНХиГС. Есть звонок из Санкт-Петербурга, Сергей на связи. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Я Никитин Сергей Михайлович из Санкт-Петербурга. Мне 85 лет. Выступал там господин из администрации по налогу…
Александр Денисов: Финансовый аналитик, да, Сергей Кикевич выступал, да.
Зритель: Да-да-да. Что люди, работающие на полставки или еще, как узнать, чтобы с них брать налоги. Вы извините, человек должен это работать в свое время, потерять здоровье – и потом чтобы получить дополнительные деньги. Он ведь не от хорошей жизни идет на дополнительные работы, понимаете? Здесь надо беспокоиться государству о здоровье людей. Работает на полставки или еще где-то там, т. е. он не от хорошей жизни идет туда работать, а…
Александр Денисов: …А потому, что его взяли на эти полставки, да, и целую ему не дали. Спасибо большое, Сергей Михайлович.
Анастасия Сорокина: Спасибо, Сергей Михайлович, спасибо вам за звонок. Что ж, идем дальше?
Александр Денисов: Да. Поговорим про наш досуг. Оказывается, наш досуг – это онлайн-игра.