Зачем российским гостиницам звезды

Зачем российским гостиницам звезды

Фотобанк Лори

Российские граждане, открывавшие для себя в начале 90-х годов прошлого века мир, впервые познакомились тогда с таким понятием как "звездность" отелей. Очень простая система – в зависимости от качества номеров и услуг, предоставляемых гостиницей, она получает определенное количество "звезд". Пять таких звезд - очень хорошо, четыре – просто хорошо, три – нормально, две, одна или ни одной – нужно держаться подальше от таких заведений. Или заселяться, если вы любитель экстрима или хотите сэкономить. Ведь количество звезд прямо пропорционально влияло на стоимость номера в отеле.

Как это работало раньше

 Российские гостиницы принялись копировать систему. Но было понятно, что без надлежащего контроля вся затея сомнительна. Почти тринадцать лет назад Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) издало приказ №86 от 21 июля 2005 года, в котором прописало систему классификации гостиниц и других средств размещения. И все бы хорошо. Но система была добровольной.

К Олимпийским Играм 2014 года пройти процедуру классификации обязали большую часть сочинских отелей. В 2015 году президент Путин в свете приближающегося чемпионата мира по футболу поручил ввести обязательную классификацию для всех гостиниц. Но за два последних года к числу добровольцев прибавилось чуть больше 8 тысяч точек размещения, которые планировали принимать у себя футбольных болельщиков. Для таких гостиниц получение звезд сделали необходимым условием. И вот теперь процедура становится обязательной для всех.

Как это будет работать теперь

Поправки, внесенные на этой неделе в закон об основах туристической деятельности, предписывают гостиницам обращаться за получением звезд к специально уполномоченным организациям. В свою очередь, такие организации, получавшие раньше аккредитацию у региональных властей, теперь будут проходить эту процедуру в федеральном уполномоченном органе. Им становится Министерство культуры.

Аккредитованные организации (аккредитация действует три года) направляют своих экспертов в гостиницы. Эксперты будут досконально изучать на месте здание отеля, номерной фонд, обстановку, оборудование, уровень работы персонала и многое другое. Минкульту уже приходилось разрабатывать критерии оценки гостиниц для тех, кто ранее хотел получить звезды в добровольном порядке. Теперь он использует накопленный опыт.

Закон устанавливает и сроки для прохождения гостиницами, горнолыжными трассами и пляжами процедуры классификации. Первыми, к 1 июля 2019 года звезды должны будут получить гостиницы, в которых свыше 50 номеров. К 2020 году классификацию пройдут отели с номерным фондом более 15 комнат, а еще через год — оставшиеся мини-отели.

До завершения процедуры классификации все отели должны отказаться от использования звезд в работе с клиентами и рекламе своих услуг. За нарушение этого требования на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 30 до 50 тыс. рублей, а на юридическое лицо - от 1/40 до 1/25 от годовой выручки.

 Процедура классификации для гостиниц и других объектов, подпадающих под действие поправок, будет платной. Но большинство специалистов считает, что отельерам окажется проще потратиться и использовать в своей работе звезды, чем разбираться с контролирующими органами. Кстати, свою "звездность" нужно будет подтверждать каждые три года.

Как это работает за границей

На удивление, мировой гостиничный бизнес так пока и не приблизился к единой системе классификации отелей. Звезды используются почти везде. А вот в вопросах кому, за что и кто их дает – полная вольница.

В Германии, например, получение звезд дело добровольное и для хозяев гостиниц платное. Отвечает за сертификацию своих членов немецкий союз отельеров и рестораторов (DEHOGA).

В Италии с 2008 года введены общенациональные правила оценки уровня комфортности гостиниц и власти всех регионов страны обязаны наладить контроль за их исполнением.

 Франция жестко контролирует нормы сертификации в гостиничном бизнесе. Они обязательны и за это отвечает министерство туризма страны. Правда, нормы эти разработаны еще в 60-е годы XX века и во Франции уже готов план по переходу на более современную систему.

 Рассказывая о европейских гостиницах, нужно обязательно отметить, что начиная с 2010 года семь стран континента заключили соглашение о единой классификации отелей. Единая система получила названия Hotelstars Union. В нее вошли Швеция, Германия, Австрия, Швейцария, Чехия, Венгрия и Голландия.

А вот в США, которые держат первое место в мире по количеству гостиничных номеров на душу населения, не существует какой-то регулируемой системы классификации отелей. И им это, похоже, не мешает.

Что думают участники рынка

Сами отельеры положительно оценивают принятые Думой и утвержденные президентом поправки. Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Татьяна Гостенина считает, что получение звезд повысит конкурентноспособность отечественных гостиниц:

"Когда клиент выбирает гостиницу, пользуясь, допустим, тем же Booking.com, там, естественно, расставлены звезды. Если отель прошел классификацию и был оценен экспертами, то тогда эти звезды не липовые, а соответствуют стандартам, которые приняты и у нас, и за рубежом".

Вице-президент Федерации не видит в принятых изменения каких-то подводных камней и считает создаваемую систему достаточно прозрачной:

"Если раньше на сертификате, который получала гостиница после прохождения классификации, стояла подпись только директора этой организации, то теперь стоит еще фамилия самого эксперта, который осуществлял классификацию. Работа эксперта стала более персонифицированной".

В условиях, когда Министерство культуры в обязательном порядке будет выкладывать в открытом доступе информацию и о проверяющих организациях и об отелях, прошедших процедуру получения звезд, каких-то подозрений возникнуть не должно. Так, по крайней мере, считают участники рынка.

Сергей Анисимов