Корабли-призраки

Корабли-призраки

19 ноября сразу несколько британских изданий сообщили  об обнаруженном у побережья Калифорнии остове судна, которое, предположительно, является пропавшим зимой 2013 года бывшим советским круизным лайнером "Любовь Орлова". Правда, поводом для такого вывода послужило лишь совпадение длины найденного остова с длиной исчезнувшего корабля.

"Любовь Орлову" построили  на югославской верфи в 1976 году. В 1999 году судно было передано в аренду компании "Marine Expeditions" для организации круизов-экспедиций в полярных широтах, но предприятие оказалось глубоко убыточным. В результате в конце 2012 года собственники корабля решили продать его на металлолом. 23 января 2013 года судно покинуло канадский порт Сент-Джонс  для буксировки на слом в Доминиканскую Республику, но уже во второй половине следующего дня у тянувшего судно буксира "Charlene Hunt" лопнул буксировочный трос и судно ушло в дрейф.

Маловероятно, что дрейфовавшая без команды "Любовь Орлова" смогла из Атлантики "перебраться" в Тихий океан. Скорее всего обнаруженный у калифорнийского побережья остов принадлежит другому кораблю-призраку. Тем более, что в истории мореплавания их хоть пруд пруди. Вспомним самые известные.

"Летучий голландец"

Начать нужно именно с него, потому что имя это стало нарицательным. Но и наименее реальным из всех похожих случаев. Первое печатное упоминание о "Летучем голландце" появилось в 1795 году в книге "Путешествие к Ботаническому заливу" (англ.  A Voyage to Botany Bay). Легенды называют имя капитана голландского судна - Ван дер Декен. Но каких-либо документальных подтверждений существования прототипа "Летучего голландца" не найдено.

"Мария Целеста" - Mary Celeste

Это торговый корабль, покинутый экипажем по невыясненным причинам и найденный 4 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара кораблём "Деи Грация" (Dei Gratia). "Мария Целеста" шла из Нью-Йорка в Геную с грузом спирта-ретификата. Команда, состоявшая из  8 человек во главе с капитаном Бенджамином Бриггсом, его жена и дочь таинственно исчезли.

Признаков борьбы не было обнаружено. Можно также исключить версию о пиратах, потому что вещи команды и алкоголь оставались нетронутыми.
Наиболее вероятными являются версии, связанные с техническими неполадками или штормом, заставившим команду покинуть судно.

"Марлборо"

В октябре 1913 года, у берегов Огненной земли, вблизи Пунта-Аренас, с английского парохода "Джонсон" заметили дрейфующее неизвестное парусное судно. Когда корабли сблизились, на корме удалось разобрать название судна – "Марлборо" из Глазго. На мостике и в каютах обнаружили 20 скелетов. Судовые документы и груз были испорчены временем и водой. Однако ни корпус судна, ни его такелаж не имели серьезных повреждений.

Позже выяснилось, что злополучный корабль был построен в 1876 году. 11 января 1890 года он вышел из Литтелтона (Новая Зеландия) в Лондон с грузом шерсти и мороженого мяса. Экипаж состоял из 29 человек. Последний раз этот парусник видели 1 апреля 1890 года в Тихом океане у берегов Огненной земли.

С момента исчезновения парусника до его обнаружения прошло более 23 лет.

 

"Кэрролл А. Диринг" - Carroll A. Deering

Эта пятимачтовая  грузовая шхуна была обнаружена 31 января 1921 года севшей на мель у мыса Хаттерас (Северная Каролина, США). Судно возвращалось после рейса с грузом угля в Южную Америку. Подоспевшая береговая охрана США обнаружила, что корабль пуст. Не было навигационного оборудования и бортового журнала, а также 2 шлюпок. По мнению официальных лиц, команда могла быть захвачена пиратами, либо какой-нибудь  террористической организацией.

"S.S. Ourang Medan" ("Человек из Медана")

Первое официальное упоминание случая с "Ourang Medan" появилось в издании береговой охраны СШВ "Proceedings of the Merchant Marine Council" в мае 1952 г. В нем сообщалось о том, что в июне 1947 г. (по другим сведениям — в начале февраля 1948 г.) британские и голландские станции прослушивания, а также два американских корабля в Малаккском проливе, приняли сигнал бедствия с голландского грузового теплохода "S.S. Ourang Medan".

 Сообщение гласило: "Капитан и все офицеры лежат мертвые в кубрике и на мостике. Возможно, вся команда мертва". После нескольких неразборчивых сигналов Морзе последовала фраза: "Я умираю".

К месту, откуда велась передача, немедленно направился один из упомянутых выше американских кораблей – "Silver Star". Когда голландское судно было найдено, выяснилось, что вся его команда действительно мертва, включая даже собаку. По выражению лиц членов команды было очевидно, что они умирали в ужасе и сильных мучениях. Корабль не был поврежден, но членами экипажа  "Silver Star" был отмечен необычный холод в глубине трюма.

Вскоре после начала осмотра из трюма "Ourang Medan" появился подозрительный дым, и спасателям пришлось спешно вернуться на "Silver Star". Через некоторое время после этого "Ourang Medan" взорвался и затонул, что сделало дальнейшее расследование инцидента невозможным.

Основная версия случившегося заключается в следующем. Судно перевозило груз нитроглицерина и цианистого калия.  В результате смешивания цианида с морской водой команда отравилась циановодородом, а нитроглицерин послужил причиной взрыва.

"High Aim 6"

Тайваньское судно "High Aim 6" было обнаружено у северо-западных берегов Австралии в январе 2003 года без единой души на борту. Судно покинуло порт еще в 2002 году. Трюмы "High Aim 6" были забиты тунцом, который уже начинал портиться. Обнаружить кого-нибудь из 14 человек экипажа не удалось.

Траулер "Мару"

В конце марта 2012 года патруль ВВС Канады обнаружил японский траулер без команды. Японские власти, получившие информацию о судне, установили его владельца. Судовладелец заявил, что траулер был предназначен для утилизации и не выразил заинтересованности в его возвращении. Об экипаже ничего не сообщалось. Скорее всего, его не было на борту и судно в свободном плавании совершило дрейф после землетрясения 11 марта 2011 года. Береговая охрана США потопила брошенное судно, представлявшее угрозу для судоходства.

А тем временем сомнения в принадлежности найденного в Калифорнии остова "Любови Орловой" подтверждаются. По сообщениям тех же британских газет он изготовлен преимущественно из бетона, а не из стали, как корпус бывшего советского круизного лайнера. Скорее всего это останки танкера "SS Monte Carlo", который использовался американской мафией в 20-х,30-х годах для организации на нем казино, борделя и нелегального питейного заведения. Он размещался в международных водах и не подпадал под юрисдикцию властей США.