"Броненосец Потемкин": как снять большую фильму в 27 лет

"Броненосец Потемкин": как снять большую фильму в 27 лет

Из Ленинграда в Одессу

По большому счету, один из самых значимых фильмов в истории кинематографа задумывался, как агитка. Спустя 20 лет после первой русской революции юбилей было решено отметить, в том числе, и посредством "важнейшего из искусств". Комиссия ВЦИК (юбилейная, конечно же) постановила, что в рамках празднования юбилея должна быть

"большая фильма, показанная в особых рамках, с ораторским вступлением, музыкальными (сольными и оркестровыми) и драматическими сопровождениями, по специально написанному тексту".

Специальный текст написала 36-летняя жена Кирилла Шутко, отвечавшего в партии за кино, Нина Агаджанова. Сценарий фильма "1905" по масштабам был сопоставим с глобальностью самого отмечаемого события: сцены русско-японской войны, резня армян, революционные события в Петербурге и уличные бои в Москве. География предстоящих съемок тоже впечатляла: Москва, Ленинград, Одесса, Севастополь, Краснодар, Тифлис, Баку, Батуми, Златоуст и даже Шуша.

Фото ITAR-TASS

Однако сценарий утвердили только в начале июня, а сдать "большую фильму" требовалось никак не позже декабря 1925 года. Молодой Эйзенштейн, который уже заявил о себе фильмом "Стачка", успел отснять в Ленинграде эпизод железнодорожной забастовки, движущиеся на Ладожской губе корабли, башню Адмиралтейства и разгон демонстрации на Садовой. А дальше погода в колыбели революции стала съемкам всячески препятствовать. Посоветовавшись с Михаилом Капчинским (директор московской кинофабрики), Эйзенштейн спешно увез группу в Одессу.

Три корабля

Именно там "1905" превратился в "Броненосец Потемкин": две страницы сценария Агаджановой, 41 кадр восстания на корабле превратились из одного фрагмента фильма в центральную часть картины.

Кстати, сам броненосец снять тоже не удалось: к тому времени "Князь Потемкин-Таврический" был уже списан и уничтожен, а потому снимали на корабле "Двенадцать апостолов". Но так, как и он к 1925-му превратился в склад подводных мин, сцены во внутренних помещениях снимали на борту крейсера "Коминтерн". Именно там матросы отказались есть червивый борщ, отчего их решили быстро расстрелять.

 Мифы, ступени и "Симпсоны"

Знаменитой сцене казни на лестнице в Одессе она (лестница) и обязана своим названием - "Потемкинской" ее стали называть именно после фильма Эйзенштейна, а до съемок официального названия у архитектурного сооружения Боффо, Мельникова и Потье не было. Есть красивая история, что режиссер придумал снимать эту лестницу, когда сидел на ней, кушал вишню и наблюдал, как косточки падают по ступеням. Киноведы утверждают, что это всего лишь легенда – лестницу снимать планировали еще перед поездкой в Одессу.

"Сцена на лестнице вобрала в себя и бакинскую бойню, и Девятое января, когда так же, “доверчивой толпой” народ радуется весеннему воздуху свободы пятого года и когда эти порывы так же беспощадно давит сапогами реакция, как зверски подожгла Томский театр во время митинга разнузданная черная сотня погромщиков", - писал Эйзенштейн в 1939 году.

Там же, на лестнице, 27-летний режиссер применил такой киношный прием как трэвеллинг. Знаменитые кадры падающей детской коляски можно было снять только при помощи вагонетки, которую двигали по деревянным рельсам – на Одесской киностудии специальной операторской тележки не оказалось. Зато эпизод с коляской стал настолько хрестоматийным, что его цитировали даже в "Симпсонах".

Монтаж аттракционов

Еще один нестандартный прием дал повод называть "Броненосец Потемкин" первой советской цветной картиной. На самом деле фильм, конечно же, черно-белый, а в цвете – лишь одна декорация: красный флаг, поднятый над кораблем восставшими матросами. Флаг вообще-то был белым, на черно-белой пленке он выглядел черным, и Эйзенштейн кисточками раскрасил все 108 кадров, на которых реет знамя. Эффект в итоге был ошеломительным.

Другой режиссерский фокус, примененный Эйзенштейном еще в "Стачке" - "монтаж аттракционов", который концентрировал наиболее мощные, ударные и эмоциональные сцены. Монтаж "Потемкина" в целом был новаторский: если в современном фильме 300-400 склеенных кусков, то в ленте 92-летней давности их 1280. 

Горнист и спасательные круги

В современном кино хороший фильм можно определить уже по первым титрам: когда творческая группа картины действительно увлечена процессом, то ей даже стандартную титровку делать скучно. В случае с "Потемкиным" создатели фильма с изобретательностью подошли к премьере "большой фильмы".

Впервые картину показывали в Большом театре 21 декабря 1925 года, а после – в 20 кинотеатрах. 19 января 1926 года пришедших зрителей удивляли: фасадом "Художественного", превращенного в модель броненосца; еще одной моделью корабля в фойе; билетерами в матросской форме и с ружьями; морскими флагами и спасательными кругами внутри театра и даже горнистом, игравшего сигнал восстания перед началом сеанса.

Внешние эффекты не затмили общего впечатления от фильма – оно было просто оглушительным. Причем за рубежом даже сильнее, чем в Стране Советов.

"Потрясающая постановка! Наибольшее впечатление картина производит своим трагическим реализмом", - писала английская "Дейли Геральд".

Мощь "Потемкина" оценил даже министр пропаганды Третьего Рейха Йозеф Геббельс:

"Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто нетверд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это еще раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами".

Кино, которого не должно было быть

Спустя 32 года после премьеры на Всемирном Брюссельском фестивале Кино и Изящных искусств сотня режиссеров назвала "Броненосец Потемкин" "лучшим фильмом всех времен". Еще через 20 лет – в 1978-м – картина заняла первое место в Топ-100 по опросу киноведов мира. В 2010-м журнал Empire составлял список "100 лучших фильмов мирового кинематографа", лента Эйзенштейна заняла третье место.

И это при том, что фильм был сильно купирован. Например, к 1958 году до зрителя "Потемкин" дошел уже озвученной копией с чужой музыкой, половиной вырезанных эпизодов, переставленными местами оставшимися, замененными текстовыми фрагментами.

Шедевр продолжал жить и меняться. В 1965 году вышла наиболее известная версия с музыкой Шостаковича, в 2004-м фильм переозвучили уже PetShopBoys, а в 2012-м свое звучание картине подарил английский композитор Майкл Найман.

Во время съемок фильма

Фото ИТАР-ТАСС

Вот так получился фильм, который не задумывался. Полностью переработанный сценарий, изменение концепции, вынужденные декорации и места съемок, изобретение новых приемов, бешено сжатые сроки и фантастическая сила творческого созидания. Два месяца съемок и два месяца монтажа, 75 минут экранного времени – получите один из лучших фильмов в истории. Фильм, которого не должно было быть.