Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов в перерыве между съемками фильма "Семнадцать мгновений весны". Фото: РИА Новости 11 августа исполняется 45 лет с начала первого показа советским телевидением фильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Картина стала эпохальным событием не только с культурной точки зрения. Она превратилась в явление общественной жизни, во многом изменила представление советских людей о войне и серьезно повлияла на творческую судьбу ее создателей. Фото: Александр Чепрунов/ РИА Новости Юлиан Семенов – талантливый журналист и писатель, сын Семена Ляндреса - заместителя Николая Бухарина по редакции «Известий», зять Сергея Михалкова и сокурсник Евгения Примакова – придумал Штирлица в середине 60-х годов прошлого века. В 1966-м вышел в свет роман «Пароль не нужен», в котором Штирлиц – тогда еще молодой чекист Всеволод Владимиров - внедряется в белое движение на Дальнем Востоке под псевдонимом ротмистр Максим Максимович Исаев. Через два года Юлиан Семенов начал писать второй роман о Штирлице, в котором разведчик весной 1945 года добывает для советского командования информацию о сепаратных переговорах представителей Генриха Гиммлера с Алленом Даллесом. Почти одновременно Семенов сделал на основе романа сценарий, который первоначально предложил киностудии «Ленфильм». Выпускник ближневосточного факультета Института востоковедения Юлиан Семенов, начав через два года после получения диплома карьеру журналиста, очень скоро стал работать зарубежным корреспондентом ведущих советских изданий. Такая блестящая карьера в советские годы моментально наводила на мысль о поддержке и непременном сотрудничестве с известным ведомством. Да и сам Семенов не очень скрывал свое знакомство со многими чекистами, а самое главное, с всесильным руководителем КГБ Юрием Андроповым. То, что Андропов приложил руку к рождению Штирлица, - очевидно. Благословил он и создание фильма. Татьяна Лиознова и оператор картины Петр Катаев. Фото: Галина Кмит/ РИА Новости Если посмотреть фильмографию режиссера (а она не очень большая, всего 9 работ), то фигура Татьяны Лиозновой в качестве режиссера картины о разведчиках выглядит немного странно. За два года до начала работы над «Мгновениями» она сняла замечательные лиричные «Три тополя на Плющихе» с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым в главных ролях. В послужном списке Лиозновой к тому моменту значились мелодрамы «Евдокия» и «Рано утром». И тут остросюжетный телевизионный фильм о войне и разведчиках. Сама Татьяна Михайловна в своих поздних интервью объясняла стремление сделать такую картину тем, что у нее были знакомые, работавшие в разведке, и ей оказался очень интересен этот тип людей. Она смогла уговорить Семенова забрать сценарий с «Ленфильма». Но затем началась очень трудная совместная работа. Лиозновой сценарный вариант нравился гораздо меньше, чем литературная основа. А Семенов не торопился вносить изменения по просьбе режиссера. Но Лиознова оказалась женщиной настойчивой и жесткой. Так в фильме появилось много новых сцен и даже персонажей: таких, как фрау Заурих и Габи Набель. Ростислав Плятт, Вячеслав Тихонов и Татьяна Лиознова. Фото: РИА Новости Работа над 12-серийной картиной растянулась  почти на 4 года. Даже по советским меркам это было очень долго. Но Татьяна Лиознова подошла к работе исключительно тщательно. Один подбор актеров чего стоил. Очень многое потребовалось переработать в сценарии. Съемки натуры велись в Прибалтике и тогдашней ГДР. Швейцарский Берн снимали в саксонском городке Майсен, недалеко от Дрездена, и в Риге. Композитор картины Микаэл Таривердиев вместе с поэтом Робертом Рождественским написали для Лиозновой цикл из 12 песен, но режиссер оставила в итоговом варианте картины только 2 - героическую «Мгновения» и лирическую «Песню о далёкой Родине». Андропов оказал съемочной группе серьезную поддержку. От КГБ в создании «Семнадцати мгновений» в качестве консультантов участвовали его заместитель и личный друг Брежнева генерал-полковник Семен Цвигун и генерал-майор Георгий Пипия. В титрах картины они были указаны под вымышленными фамилиями – Мишин и Колх. Фильм планировалось показать по телевидению ко Дню Победы в мае 1973 года. Но из-за визита Леонида Брежнева в ФРГ премьеру перенесли на август. Вячеслав Тихонов на съемках картины. Фото: Галина Кмит/ РИА Новости В 1973 году современных замеров телеаудитории еще не существовало. Но по приблизительным оценкам фильм в августе 1973 года посмотрело около 80 млн телезрителей. И уже через три месяца руководство решило поставить в эфир его повтор. По общему мнению, «Семнадцать мгновений» оказались чуть ли не первой советской картиной о войне, в которой немцы были показаны, как серьезный и высокопрофессиональный противник. Без упрощения и шаржирования. Поэтому Шелленберг, Мюллер и Борман у Олега Табакова, Леонида Броневого и Юрия Визбора получились такими яркими и глубокими. Вообще, актерская работа в этой картине – выше всяческих похвал. Даже небольшие роли и эпизоды. Вспомните немецкого генерала в исполнении Николая Гриценко. Или Инну Ульянову – подвыпившую даму с лисой. «Семнадцать мгновений» сделали всенародно любимыми Вячеслава Тихонова и Леонида Броневого, а их герои ушли в фольклор, став персонажами многочисленных анекдотов. И это, без всяких шуток, наивысший показатель популярности. Фильм Татьяны Лиозновой во многом заложил основу популярного на современном телевидении жанра телесериала. Как, впрочем, и вошедших в обиход ошибочных стереотипов. Журналист-историк Константин Залесский считает, что именно с легкой руки Лиозновой в массовом сознании закрепился стереотип черной эсэсовской формы, хотя еще в 1944 году ношение черной униформы в Германии было отменено. Но все неточности в этом телесериале не могут отменить главного – этот фильм стал культовым для советского народа, и продолжает оставаться таковым и в современной России. Сергей Анисимов