Церемония открытия памятника Александру Солженицыну в Москве Благостного столетнего юбилея Александра Исаевича Солженицына не получается. Страсти вокруг его персоны продолжают кипеть и через 10 лет после смерти писателя. В Ростове-на-Дону, где он жил, начиная с шести лет, городская администрация так и не рискнула установить памятник, сдавшись под напором представителей различных патриотических движений. Такая же история с попыткой назвать именем Солженицына одну из улиц в Ижевске. Одно это уже подчеркивает масштаб и значение всего, что сделал и написал Александр Исаевич. О средней литературе так не спорят. «Появились произведения, в которых правдиво с партийных позиций освещается советская действительность тех лет. Можно было бы привести как пример поэму А. Твардовского ''За далью — даль'', повесть А. Солженицына ''Один день Ивана Денисовича'', некоторые стихи Е. Евтушенко, кинофильм Г. Чухрая ''Чистое небо'' и другие произведения». Это из речи Никиты Хрущева на встрече с деятелями литературы и искусства 8 марта 1963 года. Собственно, с публикации «Ивана Денисовича» в ноябрьской книжке твардовского «Нового мира» началась литературная жизнь Александра Солженицына. Вернее, та ее часть, в которой писатель получает возможность общаться со своим читателем. Собственно, писать Солженицын начал еще до войны, в ростовском университете, когда стал собирать материал по истории Первой мировой и делать наброски первых глав «Августа Четырнадцатого». Только про партийные позиции Никита Сергеевич сильно погорячился. Марксистом Солженицын уже не был. Спасибо фронту, «шарашкам» и лагерю. К этому моменту активно шла работа над «Архипелагом ГУЛАГ», в котором автор поставил коммунизму в России окончательный диагноз. Но первые опубликованные произведения Солженицына ни у кого не оставляли сомнений. «В нашу литературу пришел сильный талант». Это Константин Симонов о своих впечатлениях от «Ивана Денисовича». Александр Солженицын встречается с журналистами в доме Генриха Бёлля. ФРГ. 14 февраля 1974г. Крайне полярное отношение к Солженицыну – несомненно результат того, что одним из основных жанров его творчества со временем стало художественно-публицистическое осмысление истории страны. Свой «Архипелаг» сам Солженицын называл «опытом художественного исследования» репрессивной системы, созданной большевиками в период с 1918 по 1953 год. В основу этой работы легли свидетельства 257 заключенных ГУЛАГа и собственный лагерный опыт автора. Тоже самое можно сказать и о «Красном колесе», где линии вымышленных персонажей переплетаются с изображением реальных исторических личностей, и автора больше интересует анализ событий русской истории. Такой подход к разрабатываемым темам ставил самого писателя под огонь критики. Беда в том, что в этом случае разговор уже шел не о литературных достоинствах и недостатках книг Солженицына, а о его взглядах и оценках исторических событий. Противники писателя, атакуя его, уже совершенно не обращали внимание на масштаб того, что делал Солженицын, на поразительный охват событий, описываемых им. Масштаб же был грандиозным. Практически всех. В первую очередь правоверных последователей Маркса-Ленина. Если с появлением «Одного дня» и «Матренина двора» еще можно было записывать их автора в разоблачители сталинских искривлений подлинного ленинизма, то уже «Архипелаг» не оставил никаких сомнений: для Солженицына коммунизм – абсолютное зло. А уже после вынужденной иммиграции писателя стало ясно, что и к современному западному обществу он относится с подозрением. После появления на Западе солженицынского «Письма вождям Советского Союза» многие диссиденты, включая Андрея Сахарова и Роя Медведева, обвинили автора письма в антидемократизме и национализме. Со временем самодержавно-патриотические настроения Солженицына стали особенно отчетливы. С этих позиций нужно рассматривать его оценки событий русской истории начала XX века в «Красном колесе». А уж возвращение писателя на Родину в 1994 году и выход в свет таких публицистических произведений, как «Россия в обвале» окончательно поссорили его с либеральным крылом российской общественности. Только Солженицын мог стать мишенью для таких разнообразных ярлыков: от «литературного власовца», как величала его советская пропаганда, до карикатурного образа Сим Симыча Карнавалова в «Москва 2042» у Владимира Войновича. Александр Солженицын и Владимир Путин. 20 сентября 2000 г. В современной России писатель прожил последние 14 лет своей жизни. Еще в 1990-м в своем знаменитом эссе «Как нам обустроить Россию» Солженицын предсказывал развал Союза и говорил о необходимости создания объединения трех славянских республик (Россия, Украина, Белоруссия) и Казахстана. Через 4 года, когда писатель, возвращаясь на Родину, проехал через всю страну от Владивостока до Москвы, увиденная новая Россия Солженицына не обрадовала. Он не принял происходившее в ней. В 1998 году писатель отказался от присвоенной ему высшей награды Российской Федерации ордена Святого апостола Андрея Первозванного, заявив, что: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу». Спустя 10 лет после своей смерти Александр Солженицын по-прежнему вызывает бесконечные споры своих идеологических сторонников и противников. Но ничего не может умалить масштаба его произведений. Тут всем придется на минуту остановиться и признать: Александр Солженицын – великий русский писатель. А дальше продолжить яростное обсуждение всего написанного им.