Церемония открытия памятника Александру Солженицыну в Москве
Благостного столетнего юбилея Александра Исаевича Солженицына не получается. Страсти вокруг его персоны продолжают кипеть и через 10 лет после смерти писателя. В Ростове-на-Дону, где он жил, начиная с шести лет, городская администрация так и не рискнула установить памятник, сдавшись под напором представителей различных патриотических движений. Такая же история с попыткой назвать именем Солженицына одну из улиц в Ижевске. Одно это уже подчеркивает масштаб и значение всего, что сделал и написал Александр Исаевич. О средней литературе так не спорят.
С партийных позиций
«Появились произведения, в которых правдиво с партийных позиций освещается советская действительность тех лет. Можно было бы привести как пример поэму А. Твардовского ''За далью — даль'', повесть А. Солженицына ''Один день Ивана Денисовича'', некоторые стихи Е. Евтушенко, кинофильм Г. Чухрая ''Чистое небо'' и другие произведения». Это из речи Никиты Хрущева на встрече с деятелями литературы и искусства 8 марта 1963 года. Собственно, с публикации «Ивана Денисовича» в ноябрьской книжке твардовского «Нового мира» началась литературная жизнь Александра Солженицына. Вернее, та ее часть, в которой писатель получает возможность общаться со своим читателем. Собственно, писать Солженицын начал еще до войны, в ростовском университете, когда стал собирать материал по истории Первой мировой и делать наброски первых глав «Августа Четырнадцатого».
Только про партийные позиции Никита Сергеевич сильно погорячился. Марксистом Солженицын уже не был. Спасибо фронту, «шарашкам» и лагерю. К этому моменту активно шла работа над «Архипелагом ГУЛАГ», в котором автор поставил коммунизму в России окончательный диагноз.
Но первые опубликованные произведения Солженицына ни у кого не оставляли сомнений. «В нашу литературу пришел сильный талант». Это Константин Симонов о своих впечатлениях от «Ивана Денисовича».
Литература или публицистика
Александр Солженицын встречается с журналистами в доме Генриха Бёлля. ФРГ. 14 февраля 1974г.
Крайне полярное отношение к Солженицыну – несомненно результат того, что одним из основных жанров его творчества со временем стало художественно-публицистическое осмысление истории страны. Свой «Архипелаг» сам Солженицын называл «опытом художественного исследования» репрессивной системы, созданной большевиками в период с 1918 по 1953 год. В основу этой работы легли свидетельства 257 заключенных ГУЛАГа и собственный лагерный опыт автора.
Тоже самое можно сказать и о «Красном колесе», где линии вымышленных персонажей переплетаются с изображением реальных исторических личностей, и автора больше интересует анализ событий русской истории.
Такой подход к разрабатываемым темам ставил самого писателя под огонь критики. Беда в том, что в этом случае разговор уже шел не о литературных достоинствах и недостатках книг Солженицына, а о его взглядах и оценках исторических событий. Противники писателя, атакуя его, уже совершенно не обращали внимание на масштаб того, что делал Солженицын, на поразительный охват событий, описываемых им. Масштаб же был грандиозным.
Кого обидел Солженицын
Практически всех. В первую очередь правоверных последователей Маркса-Ленина. Если с появлением «Одного дня» и «Матренина двора» еще можно было записывать их автора в разоблачители сталинских искривлений подлинного ленинизма, то уже «Архипелаг» не оставил никаких сомнений: для Солженицына коммунизм – абсолютное зло.
А уже после вынужденной иммиграции писателя стало ясно, что и к современному западному обществу он относится с подозрением. После появления на Западе солженицынского «Письма вождям Советского Союза» многие диссиденты, включая Андрея Сахарова и Роя Медведева, обвинили автора письма в антидемократизме и национализме. Со временем самодержавно-патриотические настроения Солженицына стали особенно отчетливы. С этих позиций нужно рассматривать его оценки событий русской истории начала XX века в «Красном колесе». А уж возвращение писателя на Родину в 1994 году и выход в свет таких публицистических произведений, как «Россия в обвале» окончательно поссорили его с либеральным крылом российской общественности.
Только Солженицын мог стать мишенью для таких разнообразных ярлыков: от «литературного власовца», как величала его советская пропаганда, до карикатурного образа Сим Симыча Карнавалова в «Москва 2042» у Владимира Войновича.
Солженицын в России
Александр Солженицын и Владимир Путин. 20 сентября 2000 г.
В современной России писатель прожил последние 14 лет своей жизни. Еще в 1990-м в своем знаменитом эссе «Как нам обустроить Россию» Солженицын предсказывал развал Союза и говорил о необходимости создания объединения трех славянских республик (Россия, Украина, Белоруссия) и Казахстана. Через 4 года, когда писатель, возвращаясь на Родину, проехал через всю страну от Владивостока до Москвы, увиденная новая Россия Солженицына не обрадовала. Он не принял происходившее в ней.
В 1998 году писатель отказался от присвоенной ему высшей награды Российской Федерации ордена Святого апостола Андрея Первозванного, заявив, что: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу».
Спустя 10 лет после своей смерти Александр Солженицын по-прежнему вызывает бесконечные споры своих идеологических сторонников и противников. Но ничего не может умалить масштаба его произведений. Тут всем придется на минуту остановиться и признать: Александр Солженицын – великий русский писатель. А дальше продолжить яростное обсуждение всего написанного им.