О сервисе «гитара на вынос», длинных ногтях и магии на сцене ОТР поговорил с художественным руководителем фестиваля, музыкантом Артемом Дервоедом

Артем Дервоед: гитара - это женщина, над ней нужно властвовать

Фото: Евгений Евтюхов, фотографии предоставлены Оргкомитетом фестиваля «Виртуозы гитары»

24 марта в столице завершился XIV Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары». О сервисе «гитара на вынос», длинных ногтях и магии на сцене ОТР поговорил с художественным руководителем фестиваля, музыкантом Артемом Дервоедом.

- В поисковике Яндекса после запроса «как научиться...» на втором месте идёт «играть на гитаре». (На первом - «как научиться целоваться?»). Так вот, Артём, как же научиться играть на гитаре?

- Сначала нужно научиться целоваться, а потом переходить к гитаре (смеется — прим. ОТР). Все зависит от целей. Термин «гитара» имеет широкое понятие и включает в себя несколько видов этого музыкального инструмента, техник, репертуаров. Чтобы научиться играть на классической гитаре без музыкальной школы или индивидуальной работы с преподавателем не обойтись. История с самоучителем и тремя аккордами здесь не пройдет.

- Нужно ли ребёнка отдавать в музыкальную школу?

- Конечно, при чем не только на гитару, на любые инструменты. Даже, если он в итоге не станет профессионалом, музыкальная школа - невероятное подспорье для общего развития детей. Игра на инструменте развивает мелкую моторику, учит независимой работе полушарий мозга. Все это благотворно влияет на растущий органном.

- Мало кто из детей хочет учить гаммы и этюды, отрабатывать технику в музыкальной школе. Родители должны заставлять их «из-под палки»?

- А современные дети вообще ничего кроме игры на компьютере не хотят. 99,9%, на вопрос: «хотят ли они изучать алгебру или геометрию?», ответят: «нет». Но в нашем обществе существуют обязательные этапы развития человека. Чтобы быть образованными, мы должны ходить в школу, получать фундаментальные знания. Если родители хотят формировать своего ребенка развитым, а музыка помогает развивать усидчивость, внимание, слух, то выбор очевиден.

- Можно ли добиться успеха без таланта?

- Я бы не смог стать тем, кем являюсь на данный момент без таланта. На трудолюбии и усидчивости можно далеко уехать, но всегда есть лимит. И однажды наступает момент, когда ты вроде бы приложил максимум усилий, а магии на сцене все равно не происходит. Магия — одна из граней таланта. То, что нельзя объяснить, но именно это и привлекает внимание зрителя, делая тебя уникальным. При этом без многочасовой ежедневной работы талант проявить невозможно.

Гитара сама по себе — это просто деревяшка. Вся ее суть — в звуке, эмоциях, которые рождает гитарист

- Гитара стоит в одном ряду с балалайкой, домрой и считается народным инструментом. Почему?

- Такой нонсенс и казус существует только в нашей стране. В 30-х гг.. ХХ в. гитару, как и все в Союзе, пытались запретить. Тогда, чтобы обойти закон, поклонники этого инструмента решили выдать семиструнную гитару за русско-народный инструмент. Мол, семь струн — это же не шесть, а значит и инструмент другой. На самом деле, семиструнка тоже не наша и пришла из Польши.

С тех пор прошло много времени, мы живет в другой стране и с другими законами, но гитара в профильных музыкальных заведениях все еще стоит на народном отделении. Мне не обидно, но этот факт неприятно сказывается даже на самом обучении музыкантов. Народными считаются инструменты русского народного оркестра, а гитара — не оркестровый инструмент. Поэтому гитаристам, вместо того, чтобы заниматься камерным ансамблем, приходится мучиться, изучая дополнительно домру или балалайку. Имидж академической гитары страдает. Мы играем классическую, а не народную музыку.

- А какой характер у русской гитары?

- Гитара сама по себе — это просто деревяшка. Вся ее суть — в звуке, эмоциях, которые рождает гитарист. Поэтому у инструмента нет национальности. Но русского исполнителя действительно можно отличить по сентиментальности и душевности.

Нет такой музыки, которой бы я не смог сыграть

- Большинство международных фестивалей, конкурсов показывают, что гитара - мужской инструмент. Почему так происходит?

- Некоторые инструменты делятся по гендерному признаку. Арфа считается женским инструментом. Это не связано с дискриминацией. Просто подавляющее большинство исполнителей на ней — женщины. А гитара — мужской инструмент. Что не мешает женщинам играть на ней, некоторые делают это даже очень хорошо.

Думаю, что так происходит из-за того, что гитара — это «женщина», когда на ней играет мужчина, происходит правильный баланс мужского и женского начала. Над гитарой нужно властвовать, ей нужно обладать.

- То есть физиологические особенности музыканта тут не при чем?

- На гитаре играть совсем непросто. Здесь нужна именно физическая сила. Размер руки тоже имеет значение. У большинства девушек — маленькая рука, поэтому им многие произведения не подвластны. Точно также, как, например, Рахманинов со своими огромными руками писал произведения под себя. И музыканты с маленькими руками просто не берутся их играть. У меня — хорошая растяжка. Нет такой музыки, которой бы я не смог сыграть.

- Профгитариста можно распознать по длинным ногтям на правой руке. При этом они должны быть ещё и своеобразно заточены. Тебя в детстве за такой маникюр не дразнили?

- Ногти - это база для гитариста. Они создают красивый звук. Мне повезло с ногтями, они крепкие и эластичные — идеальные для гитары. А в школе у одноклассников было достаточно других поводов, чтобы конфликтовать со мной, не из-за ногтей — это точно.

- Не везло с одноклассниками?

- С 12 лет я попал в спецшколу для юных дарований, где все время посвящал музыке. А до этого, мне попадались школы с недоброжелательными учителями и такими же одноклассниками. Я из тех, кто никогда не вызывал симпатии. Помогали только родителей.

- Классическая гитара, как впрочем, и любой другой инструмент, на котором играют Баха, Моцарта, не для широкой аудитории. Как исправить положение?

- А зачем? Три аккорда тоже имеют место быть. На них можно и в походе песни петь, и во дворе. Много ты видела скрипачей или пианистов на лавочке во дворе?

За классической музыкой нужно идти в консерваторию или филармонию на концерт. Для этого нужно еще узнать об этом, одеться соответствующим образом, расписание свое подстроить — потратить время и деньги.

В советское время классических музыкантов отправляли на заводы или на фронт, так сказать, для моральной поддержки бойцов и передовиков производства. Существовал своеобразный сервис «гитара на вынос». Сейчас такой практики нет. А жаль. Я бы вернул ее, потому что потребность в интересной качественной музыке никуда не делась.

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

- Как относишься к уличным музыкантам?

- Когда в кошельке есть деньги, всегда бросаю им, если играют хорошо. Сам тоже был на их месте. Карманных денег от родителей не хватало, хотелось заработать, вот и выходил в переход с гитарой. Это неплохая возможность выступления на публике.

- Гитара дорогой в обслуживании инструмент?

- Сам по себе инструмент может быть дорогим, но в цене он уступает скрипке или роялю. Одна хорошая гитара точно по карману музыканту. У меня — семь инструментов, все стоят по-разному, все использую в концертах. Струны приходится менять пред каждым концертом. Комплект стоит около 1 тыс.руб.

- Сколько стоит твоя самая дорогая гитара?

- В целях безопасности промолчу. Она, ведь, почти всегда со мной, за спиной. Но это точно больше 100 тыс.руб.

- Как заработать на гитаре? Вот, например, из чего строится твой заработок?

- Я живу с концертов. Базовые свои потребности закрываю. Но сказать, что мне хватает на частный самолет, не могу. Если ты хочешь ездить на Майбахе с водителем, то советую выбрать другую профессию. Педагогической деятельностью много не заработаешь. Поэтому для меня преподавание - это больше благотворительность.

- Забывал ноты на концерте? Как выходил из ситуации?

- В 2001 году была забавная история в Волгограде. У меня был концерт на фестивале Tabula rasa. Ехал на поезде Москва-Волгоград около 20 часов. Решил порепетировать. А, когда приехал в Волгоград, понял, что ноты забыл в поезде. Пытался восстановить, импровизировать, по слуху подбирал свою партию — выкрутился. Музыканты могут вести себя, как растяпы: частенько опаздывают на самолеты, забывают ноты. Но я — не такой. И это, пожалуй, был мой единственный промах.

- Давай, как в «Волке из Уолл Стрит»: вот тебе гитара, «продай» ее мне, человеку, который ничего о ней не знает.

- Я, конечно, могу показывать тебе гитару сколько угодно, рассказывая про ее красоту, редкие породы дерева, из которых она сделана. Могу рассказать о мастерах, игравших на ней, и о ее стоимости. Но все это не подействует, пока ты не услышишь ее звук и не получишь от этого удовольствие. С гитарой только такая комбинация работает.

- Какие гитарные произведения могут зацепить любого зрителя?

- Есть произведения, которые не могут оставить равнодушными. Обычно людям всегда нравится «Воспоминания об Альгамбре» Тарреги. Это красивое произведение, в котором используется сложный и необычный прием игры на гитаре. Или еще беспроигрышный вариант — концерт Родриго «Аранхуэс» для гитары с оркестром II часть.

Оксана Полякова, ОТР

Материал опубликовали: Церен Чимидов, Оксана Полякова