Неделю в Москве не прекращаются акции протеста кандидатов в Мосгордуму. Они возмущены недопуском к выборам и митингуют на Трубной площади. На 20 июля запланирована масштабная акция на проспекте Сахарова, а в минувшее воскресенье несанкционированные выступления в центре столицы по традиции закончились массовыми задержаниями. Очеркист Газеты.ru Аурен Хабичев отреагировал на эти события текстом «Новые бесы: мода на протесты». Колонка всколыхнула соцсети: на страницу Хабичева полились потоки оскорблений и поддержки одновременно. Интернет-редакция ОТР связалась с автором и побеседовала с ним о природе современных протестных движений в столице. Профайл: Аурен Хабичев - блогер и писатель. Автор книги «Мое Великое Ничто», за которую получил международную литературную премию и сборника рассказов «Сто сорок похорон», вошедших в рейтинг самых популярных текстов журнала «Новый мир» в 2016 году. Колумнист Газета.ру, редактор портала «Миртесен», политтехнолог. - Аурен, вы когда-нибудь участвовали в митингах или протестных акциях? - Нет, не посещал. Даже ради интереса. Для меня все это не имеет никакого смысла. Эти протесты либо ни к чему не приведут, либо в итоге обернутся большой трагедией. Но, скорее всего, просто ни к чему не приведут, потому что среди протестующих я не вижу настоящих пассионариев и искренних людей. Хотя, они может и есть. - Это ваше отношение к уличным акциям в принципе или к современным российским в частности? - Уличные акции разные бывают. Я бы с удовольствием принял участие в акции за сохранение, например, памятников культуры и истории, но идти на марш ради того, чтобы кто-то самоутвердился, набрал лишних политических очков, и чтобы тупо сделать селфи в автозаке для фейсбука, не хочу. - Тогда какую альтернативу уличным выступлениям вы видите? Надо требовать от властей, выходить на улицы... А если не выходить, тогда что? Петиции подписывать на Charge.org? - Петиции - это совершенно пустая вещь. В данный момент я вижу то, что одни хищники хотят сменить других у руля власти. Это если рассуждать глобально. Вы действительно думаете, что среди тех, кто так сильно хочет занять место в Мосгордуме, есть люди, которые пекутся о москвичах? Пускай так. Можете так думать. Но я в это не верю. Я бы мог сказать, что для меня единственный выход - это метод ненасильственного сопротивления, но вы ведь сейчас все разгоряченные, вам революций подавай и такой выход никого не устроит. Что вообще происходит? Кто-нибудь понимает, чего в конечном итоге все эти протестующие хотят? Не напоминает ли это вам очередной коллективный психоз российской интеллигенции, которая во чтобы то ни стало хочет крови? - Тогда раскройте, что такое ненасильственное сопротивление? И чему сопротивляться, кстати? - А вот я вам тоже задам вопрос: чему все сопротивляются? Что вообще происходит? Кто-нибудь понимает, чего в конечном итоге все эти протестующие хотят? Не напоминает ли это вам очередной коллективный психоз российской интеллигенции, которая во чтобы то ни стало хочет крови? Причем, если события пойдут по такому сценарию, первыми, кто побежит спасать себя, будут как раз те, кто сегодня мутит воду. Все, чему я сопротивляюсь - это злоба, которая царит в нашем обществе. Инертная, не способная на диалог с обществом власть, которая везде видит врагов. Истеричная оппозиция, которая никак не сформулирует своих требований и не явит миру своего лидера. - Социологи сформулировали главный общественный запрос: справедливость. Вы с ним не согласны? - В глобальном плане я не вижу никакой несправедливости. Несправедливость была в 90-е. А сейчас все, что происходит - это борьба элит под разными лозунгами. Вы и сами знаете. Нам, народу, остается только ждать, когда нас пустят в расход, если события выйдут из-под контроля. Нужно вытравить из себя византийское лицемерие и подлость, ордынскую продажность, совковое стукачество и трепет перед сильными мира сего. - Но ведь таким образом вы низводите народ до стадного состояния. Неужели не обидно? - Лично мне нет. Я как наблюдал за происходящим, так и буду наблюдать. А что, народ в 1917-м не был стадом? Средний, как мы его называем, класс, решил за них, как они хотят жить. До низов только со временем дошло, что царя-то, которого, кстати, те же низы в большинстве своем боготворили, уже нет. Интеллигенция все разворошила и сама же пришла в ужас оттого, кто в итоге пришел к власти и на какие страдания они обрекли страну. Но, судя по тому, что сейчас происходит, никаких уроков наше общество не вынесло из этого.