Фото: Фотобанк Лори В декабре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН заявила, что Объединенные Нации, обеспокоенные большой численностью и высокой долей детей, страдающих аутизмом, во всех регионах мира и вытекающими отсюда проблемами в области развития, и понимающие, что раннее диагностирование и надлежащие обследование и терапия имеют жизненно важное значение для роста и развития индивида, постановили провозгласить 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма, который будет отмечаться каждый год начиная с 2008 года. В 1943 году американский психолог Лео Каннер опубликовал статью "Аутистические нарушения аффективного контакта", предложив использовать термин "аутизм" или "инфантильный аутизм" для обозначения психического расстройства, наблюдавшегося им у 11 его маленьких пациентов. Первоначально этот термин был введен в психиатрию Эйгеном Блейлером, для описания взрослых пациентов с шизофренией, для которых характерно погружение в мир собственных переживаний и отрыв от реальности.  В статье и в своих дальнейших работах Каннер подробно описал подобное расстройство у детей, которое мешало им поддерживать обычные контакты с другими людьми, что являлось основной проблемой. Параллельно с Каннером этой темой занимался австрийский педиатр и психиатр Ганс Аспергер.  Каннер, Аспергер и их последователи изучили различные проявления психического расстройства этого ряда, которые теперь объединяются термином "расстройства аутистического спектра". Итак, к аутизму теперь относятся достаточно большое количество расстройств, которые мешают человеку нормально общаться с другими людьми и социально адаптироваться. Симптомы таких расстройств начинают проявляться достаточно рано: в двух, трехлетнем возрасте. Чем раньше ребенку с аутизмом будет поставлен диагноз, чем раньше он начнет получать помощь психиатра, тем быстрее и легче будет преодоление негативных последствий заболевания. Тем лучше маленький пациент сможет контактировать с окружающим его миром. Но раннюю диагностику затрудняет многообразие проявлений аутизма. Поэтому общество крайне заинтересовано в том, чтобы информация о расстройстве, об особенностях поведения им вызываемых были хорошо известны. Специалисты предлагают родителям уже в годовалом – полуторогодовалом возрасте обращать внимание на следующие моменты:          Нравится ли малышу быть на руках у родителей, сидеть на коленях, ищет ли он тактильного контакта перед сном, во время плача?          Есть ли интерес к другим детям?          Присутствует ли предметно-ролевая игра (кормление куклы, укладывание мишки, приготовление пищи, взаимодействие солдатиков, машинок и т. п.?          Присутствует ли указательный жест? Контакт глаз?          Любит ли ребенок играть с родителями или другими родственниками?          Ищет ли глазами игрушку или кошку, если ее назвать и указать пальцем? Если на большинство вопросов ответ окажется отрицательным – есть повод обратиться к специалистам. В возрасте 2-3 лет и далее признаками существования проблемы могут стать следующие моменты поведения:          выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения "я", говорение полноценными "взрослыми" фразами без периода "детской" речи);           искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;          выраженные ритуалы, а также определенные стереотипы в поведении: раскачивание, кружение, выкладывание вещей в определенном порядке;          приступы агрессии, страха, истерики, смеха без видимых причин;          повышенная чувствительность (дети с аутизмом могут с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п.) Лечение больных с расстройствами аутистического спектра, в зависимости от того, как они проявляются и насколько сильно выражены, требует участия многих специалистов и, как правило, строится так, чтобы помочь человеку получить основные навыки социального поведения, адаптироваться к обществу с учетом особенностей их развития. Своевременная помощь помогает страдающим этим расстройством полноценно жить и работать. Очень редки случаи, когда заболевание сопровождается снижением интеллекта. А такие особенности аутистов, как внимание к деталям и способность их запоминать, часто становятся существенным преимуществом в некоторых сферах деятельности. Так как заболевание было классифицировано только после Второй мировой войны, то трудно сделать полноценную подборку людей с этим расстройством, добившихся больших успехов в разных сферах жизни. Но анализ биографий великих позволяет достаточно точно указать на тех, в чьем поведении наблюдались явные признаки аутизма. Так, BBC News в одном из своих материалов писала, что Альберт Эйнштейн  ребенком был очень замкнут, предпочитал одиночество, до 5 лет не использовал речь для общения, а до семи лет постоянно повторял некоторые фразы. Это, по мнению журналистов, ясно свидетельствовало о проявлениях аутизма. Замкнутость, необщительность, патологическая увлеченность одними интересами и игнорирование других отличали таких деятелей культуры, как кинорежиссеры Вуди Аллен и Альфред Хичкок, и создателя Покемона Сатоси Садзири. Английская киноактриса Хелен Бонем Картер, сыгравшая в одном из фильмов мать четверых детей, страдающих аутизмом, утверждает, что обнаружила у своего мужа кинорежиссера Тима Бёртона аутичные черты. Аутистами, вероятно, были и величайшие ученые Сократ, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин и Никола Тесла. Так, по крайней мере, считает профессор Trinity College в Дублине Майкл Фицжеральд.  Сергей Анисимов