Специалисты экспертного центра Конфедерации труда России и профсоюз «Учитель» подготовили совместный доклад, в котором делается вывод о срыве выполнения одного из положений «майских указов» президента РФ 2012 года, требовавшего доведения зарплаты школьных учителей до средней по региону. Доклад подготовлен для участников президентского Совета по правам человека, очередное заседание которого должно состояться 21 мая. Дискуссия по поводу соответствия зарплат учителей и не только их «майским указам» имеет один существенный недостаток – в ходе ее всем приходится оперировать средними цифрами. Но, по мнению авторов доклада, даже сравнение этих усредненных показателей доказывает, что во многих российских регионах оплата педагогов не дотягивает до средней. Они ссылаются на статистику, размещенную на сайте Минобрнауки. Из нее следует, что если в 2014 году средняя зарплата российского учителя составляла 30 015 рублей при средней по стране в 32 495 рублей, то в 2016-м отношение практически не изменилось – 34 434 к 36 709 рублям. Анализ материалов Росстата показывает, что по итогам 2017 года средняя зарплата учителей не дотягивала до целевого показателя в пяти регионах: в Калужской, Костромской, Тульской, Кемеровской областях и Забайкальском крае. При этом в четырех российских регионах - Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Коми, Пермском крае и Волгоградской области в прошлом году было отмечено снижение доходов учителей. Правда, в первые месяцы 2018 года по всей бюджетной сфере был отмечен рост выплат работникам, что многие экономисты связали со стремлением властей подогнать цифры под выполнение «майских указов». Поэтому можно ожидать, что регионы сумели все-таки выйти на целевые показатели. Но основной посыл подготовленного доклада заключается не в этом. Авторы доклада считают порочной существующую сейчас систему, по которой формируется зарплата учителей. Она действует с 2008 года, когда школы перешли на подушевое финансирование. Эксперты считают, что система, которая пришла на смену единой тарифной сетке, и подразумевает сейчас существование стандартной базовой ставки за ведение уроков, компенсационных выплат и стимулирующей части, является «непрозрачной» и дает возможность «манипулировать расходами на образование в соответствии с приоритетами региональных властей». Стимулирующая часть должна была поощрять учителей к повышению качества преподавания. Но в отсутствии четких критериев того, какое преподавание можно считать таковым, система открывает возможность для манипуляций. Ведь даже экзаменационные оценки учеников трудно признать стопроцентным доказательством глубокого усвоения учебного материала, а не результатом банального «натаскивания». Авторы доклада указывают и на то обстоятельство, что во многих регионах выполнение «майских указов» шло за счет пресловутой оптимизации – сокращения штата школ и увеличения нагрузки на педагогов.  По данным экспертов, с 2014 года было сокращено 20,8 тыс. руководящих работников и 57,1 тыс. человек «иного персонала». В докладе его авторы подробно останавливаются на таком моменте, как низкая базовая ставка за ведение уроков. В качестве примера приводится расчет зарплаты учителя физики высшей категории, установленного модельными методичками Минобрнауки, и отталкивающегося от базового оклада в 4,5 тыс. рублей. Даже при выполнении всех видов дополнительных работ, от классного руководства до встреч с родителями, заработная плата без учета стимулирующих выплат составит по выкладкам авторов доклада 11 610 рублей. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в РФ с 1 января 2018 года составлял 9 489 рублей, а 1 мая был поднят до 11 163 рублей. Поэтому стимулирующие выплаты, которые целиком зависят от региональных бюджетов, получают чрезвычайно важное значение для определения размера заработка педагогов. А это, в свою очередь, приводит к тому, что зарплаты учителей от региона к региону могут различаться в четыре и более раз. Так, по данным Росстата, средняя зарплата педагога в Чукотском автономном округе в январе-феврале 2018 года составила 91 076 рублей, а в Республике Дагестан – 20 172 рубля. Существующая система оплаты труда учителей, как указано в докладе, приводит к неоправданному росту нагрузки на работающих в школе. Сейчас по трудовому кодексу нагрузка педагога должна составлять 36 часов в неделю (18 часов уроки плюс 18 часов внеурочная деятельность). Но учитель, работающий на ставку – большая редкость. Школьная администрация во многих местах вынуждает педагогов брать дополнительные часы. Ведь в «майских указах» не сказано, что учителя должны получать средний по региону заработок именно за стандартную ставку. Кроме того, система, в отличие от старой тарифной сетки, вносит в оплату труда педагогов большую неопределенность. Если местные бюджеты не выделят средства, то компенсационные и стимулирующие выплаты в школах могут и не увидеть. Активисты ОНФ сигнализируют о том, что в некоторых российских регионах в этом учебном году снижались нормативные отчисления на учеников и срезались компенсационные выплаты. А практика, когда учителей пытаются наказать рублем за низкую успеваемость, приводит к тому, что «двойка» как оценка исчезает из работы педагога. Себе дороже. Авторы подготовленного доклада хотят обратить внимание руководства государства на существующие недостатки действующей сейчас системы финансирования школьного образования и оплаты труда учителей. По их мнению, необходимо законодательно закрепить положение о том, что «базовая ставка, используемая при определении заработной платы учителя, не может быть ниже двукратного размера минимальной оплаты труда в регионе». Но получится ли у них достучаться до чиновников? Сергей Анисимов