В марте текущего года, по сообщению «Коммерсанта», губернатор Московской области Андрей Воробьев обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой ускорить строительство дублера Щелковского шоссе. Федеральное дорожное агентство самостоятельно не смогло договориться с Минприродой о выделении части Национального парка «Лосиный остров» под строительство дороги. Медведев пообещал дать соответствующее поручение, что вызвало волну недовольства со стороны активистов. «Лосиный остров» — это самый большой в мире лес, находящийся в черте города. Там обитает около 70 лосей, 300 пятнистых оленей, столько же зайцев, а также 200 кабанов. Несколько видов птиц, находящихся на территории «Лосиного острова», занесены в «Красную книгу». Территория разделена на три зоны: первая находится под особой охраной, на второй разрешены прогулки по специальным дорожкам, а третья зона полностью доступна для отдыха. В 1983 году «Лосиный остров» был преобразован из природного парка в национальный. Это значит, что он находится под охраной, а его флора и фауна представляют научный интерес. Позиция власти Для строительства дублера необходимо изъять 120 га парка, что составляет около 1% всей территории «Лосиного острова». По сообщению «Интерфакса» Алексей Воробьев, обращаясь к Дмитрию Медведеву, заявил следующее: «Мы прибавили 2 тыс. га земли Московской области к «Лосиному острову», а нам нужно вывести 100, чтобы построить по границе «Лосиного острова» современную трассу». Речь здесь идет о постановлении Правительства, по которому к «Лосиному острову» планируют присоединить Горенское и Монинское лесничества площадью 1800 га, однако эти территории не граничат с парком. Губернатор также заявил, что «75% жителей проголосовали за строительство трассы». Однако не поясняется, о каком опросе идет речь. Решить проблему со строительством дублера Росавтодор пытается уже семь лет. Из всех предложенных вариантов прокладывание дороги через «Лосиный остров» оказалось наименее затратным. Зампред подмосковного правительства Дмитрий Куракин пояснил, что в любом случае при строительстве необходимо будет пожертвовать деревьями: «Варианта трассы, при котором не придется ничего вырубать, не существует. Ущерб от автомобилей, которые часами стоят в пробках и выбрасывают в атмосферу СО2, гораздо больше, чем вырубка». Расширение трассы потребует вырубку 27 га леса и снос 402 домов. В случае же со строительством дублера понадобится 120 га (из них для прохождения трассы – 59 га) и снос 40 домов. Росавтодор решил остановиться на втором сценарии, так как снов домов и переселение жителей потребует больших вложений. Член общественного совета при Минтрансе Московской области Андрей Мухортиков также заявил «Коммерсанту», что варианта построить дорогу в ином месте не существует. Щелковское шоссе является одной из самых перегруженных трасс. Первоначально оно было рассчитано на проезд 25 тыс. автомобилей в сутки, однако сейчас, по данным Росавтодора, по нему проезжает почти втрое больше — 69,7 тыс. Строительство дублера должно облегчить ситуацию. Похожий конфликт был и вокруг Химкинского леса, через территорию которого планировали провести скоростную автотрассу, соединяющую Москву и Санкт-Петербург. Противостояние началось еще в 2007 году, когда жители устраивали акции и дежурили в лесу. На Пушкинской площади после этого прошел пятитысячный митинг в защиту леса, после которого строительство дороги было приостановлено. Однако вскоре стройка возобновилась. Трассу все же построили, но были сделаны и некоторые уступки: поставлены шумозащитные щиты и высажены новые деревья.