Фото: Фотобанкт Лори
В последние пару дней появилось сразу несколько законодательных инициатив, которые в случае их реализации могут существенно поменять ландшафт российского высшего образования. Депутат Государственной Думы от фракции "Единая Россия" Сергей Вострецов предложил восстановить существовавший в советские времена институт распределения для выпускников бюджетных отделений российских вузов. Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре поддержал законопроект о передаче Правительству РФ права определять число и специализацию квотированных мест в высших и средних специальных учебных заведениях. И в дополнение к этим документам появился проект Россотрудничества по возвращению на родину российских студентов, обучающихся в Великобритании и других странах, "проявляющих недружественное отношение" к России.Разберемся, что все это значит.
Две цели Вострецова
Автор законодательной инициативы о введении распределения для выпускников вузов Сергей Вострецов так определяет две основные цели своего проекта: решение вопроса с трудоустройством молодых специалистов и побуждение государства к тому, чтобы четко определиться в вопросе каких специалистов должна готовить система высшего образования и в каком количестве.
По мнению депутата, задачи эти тесно взаимосвязаны и давно созрели для решения. Вострецов обращает внимание на то обстоятельство, что сейчас все больше и больше разговоров о неэффективности системы подготовки специалистов с высшим образованием в России. Вузы выпускают дипломированных работников, а рынок сигнализирует, что они никому не нужны.
Депутат уверен, что пора заставить министерства и ведомства заняться конкретным планированием в этом вопросе, созданием своеобразного госзаказа для высших учебных заведений. И при этом гарантировать, что подготовленных специалистов госсектор однозначно трудоустроит.
"Мы не самая богатая страна, и у нас сейчас не самая лучшая ситуация в экономике, когда мы могли бы позволить заниматься просто осваиванием бюджетных средств. А уча специалистов в никуда – это все-равно, что воду в ступе толочь", - подчеркивает Вострецов.
Доводы против
Автор инициативы прекрасно осознает, что его проект легко можно обвинить в противоречии Конституции страны. И такие обвинения не заставили себя ждать. Оппоненты указывают, что предложение депутата противоречит статье 39, где говорится, что "труд свободен", и пункту 3 статьи 43, в котором утверждается право граждан на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе.
Но Вострецов не считает, что его предложение антиконституционно. Бесплатность образования сохранится. Просто оно будет оговариваться дополнительными условиями. Гораздо серьезнее он воспринимает уже появившуюся критику ректоров некоторых учебных заведений, считающих, что принуждение не способствует подготовке высококлассных специалистов. Депутат считает, что таких высказываний окажется немало, т.к. его предложение может поставить под вопрос существование тех вузов, чей уровень подготовки студентов окажется невостребованным в новых условиях. А вот само студенчество, по мнению Вострецова, его поддержит.
А что скажут выпускники?
Заместитель председателя студенческого профсоюза России Юрий Наконечный заявил нашей редакции, что в целом поддерживает законопроект депутата от "Единой России". Он может сделать трудоустройство выпускников более эффективным. Повысить ответственность поступающих в вузы за выбор будущей профессии: абитуриенты будут понимать, что им придется отработать по выбранной специальности хотя бы какой-то промежуток времени.
Другое дело, что с точки зрения профсоюза, в ситуации с распределением не должно быть жесткого диктата:
"Не должно быть так – мы закон приняли, вуз окончил, едешь работать на Дальний Север и будешь там жить", - отмечает Наконечный.
Здесь представители студентов хотели бы видеть со стороны государства наличие различных стимулирующих программ, побуждающих выпускников выбирать непрестижные места распределения. И, конечно, студенты хотели бы, чтобы распределение распространялось не только на государственные и полугосударственные предприятия. Юрий Наконечный считает, что в процессе обсуждения законопроекта можно было бы подумать над тем, как подключить и частный бизнес.
Больше специалистов – хороших и разных
В беседе с редакцией ОТР Сергей Вострецов рассказал, что его инициатива появилась абсолютно независимо от законопроекта, поддержанного на днях Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Но в таком случае, что называется - назрело.
Предложение членов СФ передать Правительству право определять число квотированных мест в высших и средних специальных учебных заведениях и их специализацию сопрягается с тем, что предлагает депутат Госдумы. Понятно стремление государства повысить эффективность системы подготовки специалистов. Правда, трудно представить, что даже в нынешних условиях широкого развития информационных технологий можно максимально точно учесть потребности экономики в кадрах на годы вперед.
Скорее, здесь поможет сочетание всех известных сейчас подходов: государственного заказа на основе некоего перспективного планирования, целевых программ финансирования обучения, когда предприятия прямо оплачивают подготовку нужных им специалистов и спонсорской поддержки учебных заведений, имеющих высокую репутацию в подготовке специалистов определенного профиля.
Пора домой?
А вот проект Россотрудничества по возвращению на Родину студентов, обучающихся за рубежом, выглядит немного популистским. Звучное и популярное сейчас название "Highly Likely Welcome Back, или пора домой!" вряд ли поможет проекту реализоваться. Понятно, что аудитория, на которую рассчитан призыв возвращаться, достаточно широкая – по данным за 2017 год образование за границей получает около 60 тыс. наших соотечественников.
Но это, конечно же, не те граждане, которые, отчаявшись поступить в российские вузы, "рванули" в Европу, Великобританию или США. Даже предложение участвующего в проекте МГИМО, готового принять к себе несколько сотен студентов, вряд ли прельстит российских студентов Оксфорда, Кембриджа, да и просто какого-нибудь шотландского регионального университета. Люди, в конце концов, выбирали для себя среду обитания, а не просто место получения образования. Поэтому путь инициативы Россотрудничества к реализации как минимум туманен.
Сергей Анисимов