15 сентября 1974 года группа советских художников-нонкомформистов попыталась провести выставку своих работ на открытом воздухе, на пустыре у пересечения улиц Профсоюзная и Островитянова в Москве. При попытке показать свои работы, они были атакованы переодетыми в штатское сотрудниками милиции и КГБ. Картины бросали под бульдозер и поливальные машины. В историю советского искусства это событие вошло под названием «Бульдозерная выставка». В Советском Союзе можно было стать художником. Но только принадлежность к такому художественному течению, как социалистический реализм, обеспечивало живописцам материальное благосостояние: членство в Союзе художников, заказы, возможность выставлять свои работы и пользоваться другими благами. Конечно же, допускались определенный художественный поиск и небольшие отклонения, но только в общем русле, освященном советской идеологией. В послереволюционный период в Советской России даже процветал какое-то время художественный авангард, признававшийся тогда революционным направлением в искусстве. Но уже к середине 30-х годов соцреализм превратился в единственно верный путь для деятелей культуры. Художникам, отказывавшимся следовать в общем русле, пытавшимся искать новые изобразительные формы, интересовавшимся современными течениями в живописи, на которые оказался богат XX век, оставался единственный возможный выход – становиться нонкомформистом, отказаться от сотрудничества с официальным искусством. Одним из самых известных объединений советских художников-нонкомформистов стала группа «Лианозово». Она сложилось вокруг художника и поэта Евгения Кропивницкого в конце 50-х годов. В нее входили дочь Евгения Леонидовича Валентина Кропивницкая и ее муж - художник Оскар Рабин, сын Кропивницкого – художник и поэт Лев Кропивницкий, поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский и Всеволод Некрасов, художники Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин. В конце 60-х к «Лианозово» примкнул начинающий литератор из Харькова Эдуард Лимонов. Группа собиралась на квартире Оскара Рабина в одном из бараков поселка Севводстрой недалеко от станции Лианозово Савёловской железной дороги. По названию станции объединение и получило свое название. Оскар Рабин – ученик Евгения Кропивницкого – к середине 60-х годов становится неформальным лидером Лианозовской группы. В конце 40-х его исключили со 2-го курса художественного института имени В.И. Сурикова за «формализм». Все попытки Рабина добиться признания со стороны официального искусства заканчивались неудачей. В 60-х его работы критики именовали «порочащими завоевания советского народа, его культуры». Именно Рабин в начале 60-х первым из художников-нонкомформистов стал проводить показы собственных работ у себя в квартире. Такие «выставки» быстро получили популярность среди работавших в Москве иностранцев, интересовавшихся современной советской живописью. Советский живописный андеграунд неоднократно пытался пробиться со своими работами к широкому зрителю. Но чиновники от культуры не собирались давать такую возможность художникам. 22 января 1967 года Оскар Рабин вместе со своим другом – коллекционером Александром Глезером пытались устроить выставку двенадцати художников в клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов в Москве. Выставка была закрыта спустя два часа. В конце 60-х возникает идея попробовать устроить показ работ авангардной живописи на открытом воздухе, так как такая экспозиция формально не нуждалась в разрешении городских властей и Московской организации Союза художников (МОСХа). Но идея сначала не получила поддержку большинства. В 1974 году с очередным планом организации такой выставки выступили Виталий Комар и Александр Меламид. Рабин и Глезер взялись за организацию вернисажа. В начале сентября в Моссовет была подана заявка на «организацию показа картин». Не имея формального повода запретить мероприятие, власти ограничились рекомендацией не устраивать выставку. Но официального отказа получено не было. Оскар Рабин и его коллеги приступили к подготовке, назначив показ на 15 сентября. Всего о желании выставить свои работы на открытом воздухе заявило порядка 20 художников. Многие отказались, справедливо полагая, что власти не дадут ее провести и подготовят какую-нибудь провокацию. Не сомневались в этом и главные организаторы: Рабин и Глезер. Но выйти на пустырь в Беляево для них и их сторонников было уже делом чести. На выставку были приглашены в качестве зрителей друзья и коллеги художников, дипломаты и журналисты иностранных изданий. Участники выставки накануне ночевали на квартирах Рабина, Глезера и историка искусств Виктора Агамова-Тупицына, жившего в непосредственной близости от места вернисажа. Утром на выходе из метро милиция задержала Оскара Рабина, но вскоре вынуждена была отпустить. На пустыре художников уже ждали люди в спецодежде и техника. Художникам было заявлено, что сейчас на месте выставки начнется озеленение пустыря. Когда участники вернисажа попытались развернуть свои работы, их атаковали так называемые рабочие. Картины вырывали из рук, бросали в кучу и пытались поджечь. Несколько бульдозеров стали теснить собравшихся. Рабин повис на ковше одного из бульдозеров, пытаясь спасти свои работы. В разгар потасовки появилась поливальная машина, которая окатила всех холодной водой. Через несколько минут все было кончено. Порядка 30 участников событий во главе с Рабиным были подвергнуты административному аресту. Благодаря присутствовавшим журналистам событие приобрело широкую огласку в зарубежной прессе. Поднявшийся шум вынудил власти все-таки дать разрешение на организацию выставки картин на открытом воздухе. Она прошла через две недели 29 сентября в Измайловском парке. Но эта уступка оказалась единственной. Через несколько лет большинство участников «Бульдозерной выставки» вынуждены были покинуть Советский Союз. Оскар Рабин, его жена Валентина Кропивницкая и их дети оказались в Париже. Там же обосновался Александр Глезер. Рабин и его жена в 1978 году были лишены советского гражданства, которое было восстановлено в 1990-м. На Западе работы участников «Бульдозерной выставки» получили признание, которое со временем распространилось и на Россию. Сама же выставка превратилась в эпохальное событие для отечественного искусства. Сергей Анисимов