Центральный офис компании Booking.com в Амстердаме
Департамент туризма и региональной политики Министерства культуры РФ поручил Ростуризму до 4 июня проработать с профильными отраслевыми объединениями и экспертным сообществом вопрос об ограничении работы на территории Российской Федерации сервиса по бронированию номеров в отелях Booking.com. Разбираемся, что может произойти и как с этим бороться.
Что происходит
Сергей Войтович – глава туроператора «Свой туристический сервис» - еще в апреле этого года обратился в профильный департамент Минкульта с предложением ограничить деятельность в России голландского сервиса бронирования отелей Booкing.com. Свое предложение Войтович объяснял тем, что сервис, по сути, вытесняет российских туроператоров с рынка. Отели отказываются работать с ними, ссылаясь на то, что их функции выполняет интернет-сервис. При этом, Booking как нерезидент не подчиняется российским законам и не несет дополнительной финансовой нагрузки по страхованию отдыха российских туристов.
Также Войтович утверждал, что сервис одновременно, пользуясь своим монопольным положением, давит на российских отельеров, вынуждая их предоставлять ему значительные ценовые скидки. Войтович, ссылаясь на опыт Турции, где деятельность Booking.com была приостановлена в марте 2017 года, предлагал запретить российским пользователям с территории страны бронировать места в российских отелях.
Можно ли ограничить деятельность интернет-сервиса
Итак, речь пока идет лишь о сборе мнений профессионалов рынка по вопросу частичного ограничения деятельности интернет-ресурса. Правда, с точки зрения IT-специалистов, сама идея закрыть возможность российским пользователям бронировать на сайте Booking.com места в российских отелях несколько бредовая.
Теоретически можно представить, что сам сервис так изменит свой программный код, чтобы запросы с российских IP-адресов не попадали на те страницы, где размещены предложения российских отелей. Но вряд ли владельцы Booking пойдут на это. Речь скорее может идти о полной блокировке доступа к сервису с территории России.
Но, как показывает опыт мессенджера Telegram, российским надзорным органам такая задача часто не под силу. Впрочем, ответственные ведомства могут зайти с другого конца и просто запретят российским отелям и гостиничным сетям размещать свои предложения на сервисе. А всех ослушников будет ждать административная кара.
Но таким образом можно отсечь зарубежного туриста, что было бы крайне нежелательно в свете государственных усилий по развитию въездного туризма. В любом случае, тем, кто пользовался услугами сервиса в России, остается только ждать, к чему придут лучшие умы.
Если завтра война
А если будет принято решение заблокировать деятельность Booking.com в России? И мы, как законопослушные граждане, с гневом отвергнем всякие там proxy и VPN. Что можно найти в интернете на замену крупнейшему на сегодняшний день сервису интернет-бронирования отелей (на апрель 2018 г. почти 1 млн 800 тыс. объектов бронирования по всему миру)? Давайте знакомиться.
Агода (agoda.com) – сервис создан в конце 90-х годов прошлого века. На настоящий момент зарегистрирован в Сингапуре. Представляет доступ к более чем 370 000 отелей по всему миру.
Хотелс (hotels.com) – в интернете с 2004 года. Сервис зарегистрирован в США. Входит в туристический холдинг Expedia Ink. Более 240 000 объектов размещения.
Озон Тревел (ozon.travel) – помимо бронирования авиабилетов этот российский сервис предоставляет возможность заказать и гостиничный номер. База партнеров сервиса насчитывает 270 000 отелей по всему миру.
Островок (ostrovok.ru) – еще один российский сервис онлайн-бронирования гостиничных номеров. Сервис информирует о том, что поддерживает партнерские отношения с боле чем 500 000 отелей по всему миру.
HotelInfo (hotel.info) – один из популярных международных сервисов онлайн-бронирования. Работает с 2001 года. Сейчас охватывает порядка 240 000 отелей. Имеет сайт на русском языке.
И это далеко не все сайты, предоставляющие услугу онлайн-бронирования гостиниц по всему миру.
Кто плывет против течения
Парадокс ситуации заключается в том, что первоначально глобальные системы бронирования создавались именно для туроператоров и авиаперевозчиков. Но логика развития интернета и цифровых услуг привела к идее открыть доступ к подобным системам для рядовых потребителей. И вот тут подобные сервисы столкнулись с сопротивлением других игроков рынка.
Классикой жанра стало противостояние во многих странах сервиса по заказу такси Uber и традиционных компаний. Теперь отечественные туроператоры недовольны засилием на рынке Booking.com. Это понятно, если оценить масштаб деятельности сервиса, зарегистрированного в Голландии, но фактически принадлежащего американской компании Booking Holdings. Только в апреле этого года на сайте было зафиксировано 420,5 млн заходов. Причем, наибольший трафик – 7,49% заходов, – обеспечили российские пользователи.
Неудивительно, что сервису, по данным Сергея Войтовича, принадлежит до 70% продаж номеров в российских гостиницах. Впрочем, владельцы российских гостиниц и гостиничных сетей настороженно относятся к этой инициативе, что подтвердил нашей редакции вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. Они скорее выступают не столько против того, что сервис занимается реализацией их номерного фонда, сколько против размера комиссии (а она достигает 18% от стоимости номера), которую отели вынуждены отдавать Booking.com. Но здесь речь скорее должна идти не об устранении такого игрока на рынке, а о том, чтобы сделать условия работы с ним более выгодными для гостиничного бизнеса. Ведь крупным международным гостиничным сетям - Hilton, Marriott и другим, - через суды удалось добиться для себя уменьшения размера комиссии. А туроператорам, возможно, придется смириться с тем, что интернет продает гостиничные номера лучше, чем они, и сосредоточиться на предоставлении туристам других услуг.
Понятно желание игроков туристического рынка «свалить» конкурента. Но здесь уже государству придется выбирать между интересами российских туроператоров и удобством для российских потребителей туристических услуг. И очень не хотелось бы, чтобы поддержка бизнеса опять шла за счет денег и времени простых россиян.
Сергей Анисимов