Фото: ИТАР/ТАСС
На сайте Министерства обороны Республики Польша 10 января появилось сообщение о том, что на пленарном заседании подкомиссия, занимающаяся повторным рассмотрением причин катастрофы самолета президента страны Леха Качиньского в апреле 2010 года, признала в качестве основной версии выводы международного эксперта Фрэнка Тейлора о нескольких взрывах на борту воздушного судна как причинах разрушения ТУ-154. Таким образом, дело о гибели польского президента и 95 человек, находившихся вместе с ним на борту лайнера, снова оказалось на повестке дня.
Что случилось 10 апреля 2010 года
Самолет ТУ-154 президента Польши с главой государства на борту в сопровождении делегации, состоявшей из представителей военного руководства страны, видных политиков и общественных деятелей в 05.27 по среднеевропейскому времени вылетел из Варшавы в направлении Смоленска. Визит носил неофициальный характер. Польская делегация намеревалась 10 апреля посетить мероприятия, посвященные 70-летию Катынских событий (расстрел польских военнопленных весной 1940 года сотрудниками НКВД в районе Смоленска). В 10.41 по московскому времени при заходе на посадку на аэродроме "Смоленск-Северный" самолет опасно сблизился с землей и задел левой консолью крыла деревья на удалении в 1050 метров от торца взлетно-посадочной полосы (ВПП). Лайнер рухнул на землю и разрушился. Все пассажиры и члены экипажа погибли.
Обстоятельства катастрофы
К моменту посадки в районе аэропорта "Смоленск-Северный" возникла сложная метеорологическая обстановка: низкая облачность и туман. В 10.23 экипаж президентского самолета был проинформирован об этом руководителем полетов (РП) аэропорта и экипажем польского ЯК-40, ранее совершившим удачную посадку в аэропорту. Но командир воздушного судна (КВС) 35-летний капитан польских ВВС Аркадиуш Протасюк принял решение отказаться от посадки на запасных аэродромах Минска и Витебска.
КВС решил попробовать зайти на посадку в Смоленске, а при невозможности установления визуального контакта с наземными ориентирами, набрать высоту и уйти на второй заход. В 10.26 Протасюк сообщил руководителю протокольного отдела МИД Польши Мариушу Казане:
"Господин директор, появился туман. В данный момент, в этих условиях, которые сейчас есть, мы не сможем сесть. Попробуем подойти, сделаем один заход, но скорее всего, ничего из этого не выйдет. Так что спросите, пожалуйста (у шефа), что будем делать".
В 10.30 экипаж начал снижение. В 10.40.38 диспетчер подтвердил экипажу нахождение на курсе и на глиссаде, но затем КВС увел самолет еще ниже (на высоту порядка 20 метров). В 10.40.50 (спустя 12 секунд) в кабине сработал сигнал TAWS (предупреждение об опасном сближении с землей). Второй пилот успел предложить прервать снижение. Дальше счет пошел на доли секунды: 10.41.02,00 – команда диспетчера об уходе на второй круг, но в 10.40.59,3 самолет уже задел крылом дерево. В 10.41.05,4 в связи с разрушением самолета связь оборвалась.
Расследование катастрофы
Расследованием обстоятельств катастрофы занимались Межгосударственный авиационный комитет (МАК), а также правительственные комиссии, созданные Россией и Польшей. В работе комиссии МАК приняли участие 25 польских специалистов. Работа технической комиссии на месте катастрофы завершилась 17 апреля.
19 апреля были полностью расшифрованы записи "черных ящиков" и двух найденных эксплуатационных самописцев. Расследование сопровождалось постоянными утечками в прессу. 19 мая председатель МАК Татьяна Анодина сообщила, что технической комиссией однозначно установлено: теракта, взрыва, пожара на борту, отказа авиационной техники в полете не было.
Тогда же СМИ стало известно, что в момент катастрофы в кабине пилотов находилось двое посторонних: главком ВВС Польши генерал Анджей Бласик и руководитель протокольного отдела МИД Мариуш Казана. 26 мая руководитель госкомиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих заявил, что причиной авиакатастрофы стали ошибки экипажа разбившегося самолета Ту-154.
12 января 2011 года МАК обнародовал результаты своего расследования, в котором причинами катастрофы названы неправильные действия экипажа и психологическое давление, оказывавшееся на него. Под давлением подразумевалось следующее обстоятельство. Экипаж знал, что его решение уйти на запасной аэродром вызовет негативную реакцию президента Леха Качиньского. В августе 2008 года такому же давлению подвергся тогдашний командир президентского экипажа Гжегож Петручук, отказавшийся выполнить приказ Качиньского и посадить самолет в Тбилиси. Пилот впоследствии был награжден за свои действия, но больше к полетам особой важности не привлекался. Поэтому, как следует из расшифровки переговоров в кабине пилотов, КВС после появления информации о тумане и низкой облачности ждал решения президента. Но в 10.30.32 (за 10 с половиной минут до катастрофы) получил от Мариуша Казаны ответ, что президент решения не принял.
29 июля 2011 года свой окончательный отчет представила польская сторона. В нем помимо ошибок экипажа говорилось также о недостаточно профессиональных действиях российских диспетчеров и руководителя полетов. Кроме того, отмечались неисправности в работе наземного оборудования аэродрома "Смоленск-Северный". Позже отчет о расследовании обстоятельств катастрофы был представлен Верховной контрольной палатой Польши. Уголовное дело в отношении чиновников, отвечавших за организацию полета ТУ-154 вела окружная Прокуратура Варшавы.
Теория заговора
Разговоры о гибели президента Польши и польской делегации в результате теракта никогда не утихали и особенно усилились после победы созданной братьями Качиньскими политической партии "Право и справедливость" на президентских и парламентских выборах в 2015 году. Любопытно, что по информации одной из ведущих польских газет "Rzeczpospolita" Ярослав Качиньский должен был лететь в Смоленск вместе с братом. Но в последний момент отказался от поездки.
В марте 2015 года Главная военная прокуратура Польши предъявила обвинения в совершении преступления двум российским гражданам — членам группы управления полётами аэродрома "Смоленск-Северный". Расследование продолжается до сих пор.
4 февраля 2016 года министр обороны Польши Антоний Мацеревич создал специальную подкомиссию по повторному рассмотрению причин катастрофы при Комиссии исследования авиационных происшествий государственной авиации. Одной из основных претензий польской стороны остается отказ России передать полякам обломки разбившегося ТУ-154, которые до сих пор находятся в распоряжении Следственного Комитета РФ. Аргумент достаточно серьезный. И ссылки на то, что следственные действия еще не закончены, вызывают еще больше вопросов из Варшавы. Ведь с момента трагедии прошло почти 8 лет.
Сергей Анисимов