Неделю назад весь мир глубоко переживал смерть Стивена Хокинга – мужественного человека и выдающегося ученого, основной сферой интересов которого было изучение нашей Вселенной. Но кто вспомнит, что 470 лет назад в Италии родился философ, вопреки существовавшим тогда взглядам утверждавший, что Вселенная бесконечна, а звезды – это далекие солнца. Рассказываем сегодня о Джордано Бруно. От Филиппо до Джордано Точная дата рождения нашего героя не известна. Но о месте и родителях история знает точно: произошло это событие в 1548 году в местечке Нола близ Неаполя. Поэтому одним из прозвищ Бруно было Ноланец. Его родители – наемный солдат Джованни Бруно и бедная крестьянка. В одиннадцатилетнем возрасте, наречённый при рождении именем Филиппо, ребенок отправляется к дяде в Неаполь, где начинает изучать логику, диалектику и литературу. В 1563 году Бруно попадает в монастырь Святого Доминика и через два года принимает постриг, приняв при проведении обряда имя Джордано. Годы, проведенные в монастыре, были посвящены изучению трудов Аристотеля, религиозных мыслителей того времени. Молодой монах по мнению его наставников мог превратиться в маститого богослова. Двадцатилетнего Бруно возили даже в Рим, чтобы показать папе Пию V будущую славу доминиканского ордена. Пию Джордано Бруно посвятил свое первое сочинение – "Ноев ковчег". Джордано Бруно. Гравюра 1830 года по оригиналу начала XVIII века В 24 года он был возведен в сан священника и начал служить в небольшом приходе в Кампанье. Но страсть к научным и теологическим занятиям оказалась уже непреодолимой, и Бруно возвращается в монастырь, чтобы продолжить свои штудии. Неправильный богослов В эти годы, о которых мы рассказываем, мировоззрение Бруно начинает приобретать совсем нетрадиционный для монаха-доминиканца характер. Джордано знакомится с учением Коперника, и взгляды польского астронома находят в Бруно благодарного адепта. Он начинает сомневаться в некоторых основополагающих догматах католической церкви, а это в те годы могло стать смертельно опасным. Бруно склоняется к представлению о боге как о некоем всеобъемлющем сущем: не человекоподобном Творце, создавшем человека и окружающую его вселенную, а о Боге, который и есть эта Вселенная. Здесь он следовал за такими религиозными мыслителями, как Майстер Экхарт и Николай Кузанский. Страница из рукописи Джордано Бруно Монастырское начальство заподозрило молодого теолога в ереси. Особенно не понравилось им то, что Бруно вынес из своей кельи все иконы, оставив одно распятие. Не дожидаясь официального расследования Бруно решает бежать из монастыря. Экспат В наше время иностранные специалисты, работающие в разных уголках мира, не вызывают ни у кого удивления. Но и для средневековой Европы подобное тоже не было чем-то из ряда вон выходящим. Бруно на многие годы превращается в такого экспата. Покинув монастырь, он перебирается в Рим. Но столица католического мира оказалась для философа таким же опасным местом. Бруно бежит на север и оказывается в кальвинистской части Швейцарии. В 1579 году его зачисляют в Женевский университет, но и здесь взгляды итальянца сочли слишком радикальными. В 1580 году он перебирается во Францию, в Тулузу, где почти два года читает лекции по философии. Затем Париж и служба преподавателя в Сарбонне. Бруно публикует во французской столице свои первые работы по мнемонике ("Тени идей") и читает лекции о книге Раймунда Луллия "Великое искусство: краткое открытие истины". Этому мыслителю европейского Средневековья принадлежала идея о создании особого искусства выведения из общих понятий истинных знаний, прежде всего в области христианского вероучения. Бруно становится последователем Луллия и занимается поиском тайных (эзотерических) приемов, способных помочь в постижении окружающего мира. В Париже Джордано попадает ко двору короля Генриха III, на которого произвели сильное впечатления знания и феноменальная память итальянца. Знакомство с королем даст ему два года спокойной жизни. А потом снова ссора со сторонниками учения Аристотеля и философ отправляется в Англию. В Лондоне и Оксфорде Бруно проповедует свои взгляды на Вселенную и учение Коперника. Но сторонников у него мало. А ему приходилось общаться там с величайшими умами: Бэконом, Шекспиром и другими. Джордано Бруно выступает в защиту учения Коперника в Оксфордском университете. (Барельеф на памятнике Бруно) В 1585 году Джордано Бруно вынужден покинуть остров. Следующие шесть лет проходят в скитаниях по Европе: Франция, Германия, Прага, снова Германия. Он читает лекции, печатает свои философские и литературные труды. В Праге 40-летний ученый издает несколько работ по магии. Эта тема - поиск тайных знаний для посвященных - начинает интересовать его все больше и больше. И, наконец, в 1591 году Бруно решает вернуться в Италию. За что же сожгли Джордано Бруно Бруно направляется в Венецию, где молодой аристократ Джованни Мочениго жаждет получить от философа знания по развитию памяти. Но отношения между учеником и учителем не сложились настолько, что в 1592 году Мочениго пишет несколько доносов на Бруно в инквизицию. Философа берут под стражу и в феврале 1593 года перевозят в Рим, где над ним начинается суд. В советской исторической науке всегда утверждалось, что Джордано Бруно был казнен за отказ признать ошибочными свои научные убеждения. Но дело в том, что классическим ученым он никогда не был. Правда, нужно оговориться, что и классическая наука с ее делением на дисциплины в Европе появилась несколько позже, уже в XVII веке. Бруно же был философом, мыслителем, в первую очередь христианским мыслителем. И даже приверженность гелиоцентрической теории Коперника была частью его представлений о Боге и божественном мире, окружающем человека. Для Бруно Вселенная – это Бог, а значит она не может быт конечной и иметь границы. Вселенная – вечна и безгранична. Святую же инквизицию в первую очередь касались те убеждения философа, которые противоречили догматам католической веры и его мистические практики. Для нее Бруно являлся еретиком и колдуном. Инквизиция принуждала Ноланца отказаться именно от этого. Для Бруно подобное было немыслимо. Его заставляли изменить собственной вере, отказаться от Бога (в его понимании). За веру философ готов был идти на костер. Костер, ставший памятником Суд тянулся восемь лет. Бруно упорствовал, отказываясь признавать свои взгляды заблуждением. Церковь колебалась в решимости придать его казни. Авторитет философа был достаточно высок. Наконец, в феврале 1600 года церковный суд признал Джордано еретиком, лишил его церковного сана и передал в руки светской власти для "предания наказанию без пролития крови". Тогда-то философ и произнес свое знаменитое: "Сжечь – не значит опровергнуть". Памятник Бруно на площади Цветов. Рим 17 февраля 1600 года на площади Цветов в Риме Бруно взошел на костер. Через 289 лет на этом месте был сооружен памятник, с постамента которого на снующих подле туристов взирает из-под монашеского капюшона суровый философ, держащий в руках книгу. На постаменте есть надпись гласящая: "9 июня 1889 года. Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр". Сергей Анисимов