17 апреля в Третьяковской галерее открывается выставка произведений норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. Жемчужина экспозиции - картина «Крик». О главных мифах, гуляющих вокруг этой работы, и о том, какие секреты, зашифрованы в «Крике» ОТР рассказала культуролог, лектор, автор и ведущая подкаста «Искусство для пацанчиков» Анастасия Четверикова. О крике ходит много мифов, большинство из них не доказано. Детали в этой картине не менее важны, чем фигура самого Крика. На картине хорошо различимы: кроваво-красное небо, кораблики вдалеке, ограда на скале и люди. В семье у Мунка шизофреническое расстройство передавалось по наследству. Его дед страдал этим недугом, у отца после смерти жены наблюдались симптомы, похожие по описаниям на биполярное расстройство, от шизофрении страдала и сестра Мунка Лаура. Сам Эдвард тоже лечился от психического расстройства в клинике Копенгагена. Мунк повторял: «Я рисую только то, что я видел». Отсюда все его работы - не плод воображения, а чаще всего реальные чувства и события. Первоначально картина носила название «Крик природы». Мунк очень точно передаёт пейзаж холма Экеберг, существующего и по сей день в Осло (сегодня это одно из самых популярных мест для селфи туристов). Норвежская природа, которую мы видим на картине, формируется фьордами. Эти скалы из-за постоянных ветров создают сильный эхо-эффект, который мог слышать Мунк. Так же на этом холме располагалась скотоводческая ферма с соответствующими «криками природы». Неподалеку располагалась женская психиатрическая больница, где, кстати, проходила лечение сестра художника. А теперь сложим все детали: ветер, создающий эхо, и при этом разносящий различные крики по округе. Легковозбудимый, эмоциональный Мунк передал эту атмосферу в художественно произведении «Крик природы». Стоит обратить внимание на надпись, которая была сделана на обратной стороне первого варианта «Крика». "Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Мои друзья пошли дальше, а я остался на месте. Дрожа от страха, я услышал великий крик природы". Это воспоминание не только дает нам окраску, но и новые детали: он шел со своими друзьями - норвежскими поэтами. Общение с ними привило Мунку любовь к литературе. В частности, он был близко знаком с работами Достоевского. Некоторые исследователи даже говорят, что «Крик» - это реакция Мунка на тонко переданное писателем, ощущение отчаяния от содеянного персонажем романа «Преступление и наказание». Именно в 80-х годах XIX в. этот роман был переведен на норвежский язык и "наделал" немало шума в среде молодой норвежской богемы. Мунк всю жизнь был увлечен Достоевским, последней книгой, которую обнаружили на постели Мунка после его смерти, были «Бесы». Все в этой картине кажется нереальным. Разве может существовать такое небо на самом деле? Оказывается, в 1883 году в Индонезии произошло извержение вулкана Кракатау. По своей силе оно было в 10 тысяч раз сильнее, чем взрыв бомбы в Хиросиме. Огненные небеса видели люди от Америки до Норвегии. И Мунк также мог наблюдать кроваво-красное зарево от вулкана в реальности и вполне мог впечатлиться им. Нереальнее всего на этой картине кажется сама фигура «Крика». Кстати, известна она многим еще и по эмодзи - смайлику, который мы ставим в СМС-ках, когда хотим показать ужас. Разве может быть человек, у которого голова в виде лампочки? Да ещё и с таким чудовищным выражением лица? В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм выразил забавное мнение о том, что в 1889 году в Париже на Всемирной выставке Мунк мог видеть интересную археологическую находку из Перу, так называемую перуанскую мумию. У неё был открыт рот, а руки были прислонены к щекам. Эта фигура очень похожа на ту, что мы видим в "Крике".