Мэр Москвы Сергей Собянин на станции "ЦСКА" . Фото:Белоусов Виталий/ РИА Новости В конце февраля мэр Москвы Сергей Собянин открыл сразу пять новых станций московского метрополитена: "Деловой центр", "Шелепиха", "Хорошевская", "ЦСКА" и "Петровский парк". Они составят первый участок Большой кольцевой линии московского метро – одного из главных звеньев будущей транспортной системы столицы. Расскажем о том, какие изменения в этой системе должны произойти в ближайшие годы. Государственная программа города Москвы "Развитие транспортной системы" была утверждена еще в 2011 году. Тогда состояние этой самой системы оценивалось как крайне удручающее. Исходные цифры были красноречивы:          Плотность населения города Москвы – 107,3 чел/га (выше аналогичных показателей в крупнейших мегаполисах мира)          Плотность улично-дорожной сети – 3,38 км/  кв.км (в 2-4 раза ниже аналогичных показателей в крупнейших мегаполисах мира)          Фактическая загрузка всех видов транспорта в утренние часы пик при движении в центр – 1,06 млн человек (превышает расчётную провозную способность (870 тыс. человек) в среднем на 22 процента)          Загрузка автомобильных дорог превышает их пропускную способность на 42 процента  Ситуация требовала решительных и масштабных действий. Причем сразу в нескольких направлениях. Схема развития московского метрополитена Московскому метро все последние годы было тяжко. Оно перевозило в 1,5 – 2 раза больше пассажиров, чем метрополитены крупнейших мегаполисов мира при меньшей протяженности линий. Средняя наполняемость вагонов составляла 5,2 чел. на кв.м. Поэтому развитие метрополитена должно было стать ключевым элементом совершенствования транспортной системы города. И, в первую очередь, за счет нового строительства. Ввод в строй пяти новых станций – первый этап создания Большой кольцевой линии или Третьего пересадочного контура. Она должна дополнить старую кольцевую линию и открытую в сентябре 2016 года МЦК. Помимо запущенных станций в конце 2018 года линия должна быть продлена от станции "Петровский парк" до станции "Верхняя Масловка". В 2019 – 2020 годах планируется запустить еще 22 станции. Полное открытие Большой кольцевой линии намечено на 2022 год. Продолжится развитие радиальных линий метро. В этом году по планам должны быть открыты семь новых станций Западного радиуса Калининско-Солнцевской линии (от станции "Раменки" до станции "Рассказовка"). Еще две станции: "Пыхтино" и "Внуково" будут построены к 2020 году. Развитие линии должно завершиться прокладкой ее центрального участка (от станции "Третьяковская" до станции "Деловой центр"). На участке появятся три новых станции: "Волхонка", "Плющиха", "Дорогомиловская". Строительство должно начаться после 2019 года. На 2019 год намечено открытие новой, пятнадцатой по счету, Кожуховской линии. Её составят восемь станций. Начинаться она будет от станции "Нижегородская улица" (с пересадкой на Большую кольцевую линию и МЦК). Последней станцией на линии станет "Некрасовка", расположенная на территории Люберецких полей вблизи поселка Руднёво. В текущем, 2019-м и 2020-м годах будут продлены две действующие линии. Дмитровский радиус Люблинско -Дмитровской линии за три года увеличится на шесть станций. А в 2019 году планируется построить новый почти полностью наземный участок Сокольнической линии от станции "Саларьево". Его протяженность составит 11,6 км с четырьмя станциями. На Замоскворецкой линии в конце 2018-го – начале 2019 года откроется новая станция "Беломорская", расположенная между "Речным вокзалом" и "Ховрино". И, наконец, проходит экспертизу проект новой линии в поселок Коммунарка. Если ее строительство начнется, как и планировалось, в этом или следующем году, она свяжет станцию "Улица Новаторов" будущей БКЛ с Ватутинками и Троицком. В конечном итоге, развитие метрополитена должно привести к увеличению пассажиропотока (с учетом МЦК) на 30 процентов до 1,89 млрд. пассажиров в год, повышению доступности метро для маломобильных граждан, снижению среднего наполнения вагона до 4,3 чел. на кв. м. Программа развития транспортной системы предусматривает увеличение строительства новых дорог примерно в четыре раза. Если с 2003 по 2012 годы объем дорожного строительства составил 204,31 км, то за следующие десять лет в Москве должно быть построено 800 км новых автомобильных дорог. В рамках этой подпрограммы предусмотрены: реконструкция радиальных магистралей, строительство новых транспортных развязок на пересечении вылетных магистралей и МКАД, сооружение Северо-Западной и Северо-Восточной хорд, а также Южной рокады. Но строительство и реконструкция дорог и улиц не является приоритетной задачей. Идея развития транспортной сети исходит из сверхзадачи: пересадить жителей города из личного транспорта в общественный. Поэтому власти города декларируют необходимость ограничения въезда личных автомобилей в центр, а в перспективе, и в пределы третьего транспортного кольца и МКАД. Безусловно, расширение зоны платных парковок будет продолжено. Взамен городские власти предлагают развитие сети перехватывающих парковок на въезде в Москву и парковочного пространства в спальных районах. По плану до 2025 года в городе предполагается обустроить более 1 млн новых парковочных мест. Увеличение скорости наземного транспорта за счет выделенных полос и создания интеллектуальной системы управления движением, и снижение среднего уровня наполнения салонов в час пик до 3,5 чел. на кв.м. также должны заставить граждан сделать выбор в пользу автобусов, троллейбусов и трамваев. Кроме этого, в программе развитие сети легальных такси, продвижение системы кар-шеринга (краткосрочной аренды машин), а также упорное строительство велодорожек и насаждение велосипеда как альтернативы автомобилю. 15 ноябре 2017 мэр Москвы и глава РЖД на встрече с президентом России рассказали об идее сквозных диаметров. Она заключается в соединении разрозненных участков подъездных железнодорожных путей разных направлений в единое целое. По расчетам московских властей и руководства железной дороги это позволит осуществлять перевозку пассажиров и по Московской области, и в пределах городской черты. При реализации идеи отпадает необходимость осуществлять пересадку на городской транспорт. Это дает значительную экономию во времени и снижает нагрузку на московскую транспортную систему. Сергей Собянин сообщил, что два наименее затратных проекта – это создание единых Савеловско-Белорусского и Рижско-Павелецкого направлений, которые способны обслуживать более 80 млн. пассажиров. Городские власти считают, что реализация проекта позволит снизить нагрузку на городскую транспортную инфраструктуру, в том числе и МКАД, на 10-12 процентов. Естественно, что развитие транспортной системы не исчерпывается строительством новых станций метро и организацией движения автобусов и троллейбусов. Программа, о которой мы говорим, предусматривает меры для развития пригородных железнодорожных перевозок и речного транспорта в пределах городской черты и по каналу Москва-Волга. В Москве действует программа по развитию сети транспортно-пересадочных узлов, которая должна повысить скорость пассажиропотока и создать максимальный комфорт для граждан. Серьезное место в планах по развитию транспортной инфраструктуры занимает проблема ограничения грузовых перевозок в пределах МКАД. Здесь упор делается на создание транспортно-логистических центров и регулирование грузопотока.  В результате, к концу срока действия программы транзитный грузопоток через Москву должен сократиться на 50 процентов по сравнению с 2012 годом. Реализация этих мер должна помочь избежать коллапса транспортной системы города. Ведь по расчетам экспертов, без модернизации к 2025 году перегрузка по всем видам транспорта увеличилась бы в два раза. А среднее время в пути из районов, расположенных рядом с МКАД, до центра возросло бы с 67 до 75 минут. Реализация программы позволит сократить этот показатель до 55 минут. Сергей Анисимов