Гости на красной дорожке 71-го Каннского кинофестиваля. Фото: Асатур Есаянц/ Sputnik/ РИА Новости
18 мая 1958 года председатель жюри XI международного кинофестиваля в Каннах французский сценарист и драматург Марсель Ашар объявил, что главный приз фестиваля "Золотую пальмовую ветвь" получил фильм советского кинорежиссера Михаила Калатозова "Летят журавли". Правда, Ашар сам фильм назвал несколько иначе - Quand passent les cigognes (буквально "Когда пролетают аисты"). Точный перевод названия на французский получился бы несколько двусмысленным. Работа Калатозова до сих пор остается единственной отечественной картиной, получившей эту награду.
Гран-При, ставший наградой №2
Идея проводить свой международный кинофестиваль появилась у французов после скандальной победы "Олимпии" Лени Рифеншталь на крупнейшем на тот момент европейском кинофоруме в Венеции в 1938 году. Но провести его осенью 1939 года помешала начавшая Вторая мировая война. Поэтому первый раз в курортные Канны кинематографисты съехались в сентябре 1946 года.
Жюри первого кинофестиваля оказалось щедрым на награды. Гран-При получили сразу 11 картин, среди которых оказался и фильм советского кинорежиссера Фридриха Эрмлера "Великий перелом". Кстати, среди призов первого фестиваля была и награда за лучшее использование цвета, которую получил "Каменный цветок" Александра Птушко. Роль хозяйки Медной горы в этой киносказке сыграла актриса Тамара Макарова, чей муж, кинорежиссер Сергей Герасимов входил в состав жюри. Но мы ни на что не намекаем.
До 1955 года с главным призом фестиваля происходили постоянные метаморфозы. То его вообще не вручали, и жюри определяло лучшие картины в разных жанрах. То главный приз присуждали сразу нескольким фильмам. Но начиная с 8-го кинофорума главный трофей получил нынешнее название – "Золотая пальмовая ветвь". Гран-При же с 1967 года вручается как специальный приз жюри и имеет статус второй награды кинофорума.
Андрей Кончаловский на съемках фильма "Сибириада". Фото: Николай Малышев/ТАСС
За эти годы он четырежды оказывался у советских кинорежиссеров. В 1972 году его получил Андрей Тарковский за "Солярис". В 1979 году - Андрей Кончаловский, представлявший в конкурсном показе свою "Сибириаду". В 1987-м Тенгиз Абуладзе выиграл Гран-При, показав в Каннах "Покаяние". И, наконец, в 1994 году Никита Михалков ("Утомленные солнцем"), не сумевший обыграть в главном конкурсе тарантиновское "Криминальное чтиво", "утешился" Гран-При.
Наша актерская школа в Каннах
Жюри Каннского кинофестиваля регулярно вручает призы за лучшую работу среди актеров и актрис. Но представители отечественной актерской школы не часто попадают в этот заветный список. Особняком здесь стоит фестиваль 1955 года, когда жюри решило отметить весь актерский состав советской кинокартины "Большая семья" режиссера Иосифа Хейфица.
Тогда члены жюри не нашли достойных конкуренток советским мастерам перевоплощения, а среди актеров решили все-таки отметить и знаменитого американца Спенсера Трейси. Но следующего актерского трофея нам пришлось ждать 52 года. В 2007-м жюри отметило призом Константина Лавроненко, сыгравшего в фильме Андрея Звягинцева "Изгнание".
Андрей Звягинцев (справа) и исполнители главных ролей в его конкурсном фильме "Изгнание" Константин Лавроненко (слева) и Мария Бонневи на Каннском кинофестивале. 2007 г. Фото: Алексей Петров/ РИА Новости
Отечественные любимцы Канн
Андрей Тарковский на съемочной площадке фильма "Андрей Рублев". Фото: В.Плотникова/ ТАСС
Среди отечественных режиссеров есть и откровенные любимцы французского кинофестиваля. Всегда тепло на Лазурном берегу принимались работы Андрея Тарковского. Помимо Гран-При за "Солярис" режиссер получил Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) в 1969 году за "Андрея Рублева", представленного во внеконкурсном показе. В 1983 году его "Ностальгия" получила Приз за лучшую режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и награду экуменического жюри. А еще через два года Призом кинокритиков и Гран-При в Каннах отметили "Жертвоприношение".
По два раза в Каннах были награждены работы Павла Лунгина, Виталия Каневского, и Александра Сокурова. Лунгина отметили призом за лучшую режиссуру в 1990 году. Тогда он представлял "Такси-блюз". В 2000-м его "Свадьба" получила специальный приз жюри за "Лучший актерский ансамбль".
Петр Мамонов и Павел Лунгин (справа) на съемках фильма "Такси-блюз". Фото: Александр Грашенков/ РИА Новости
Каневский "выстрелил" со своим дебютным фильмом "Замри, умри, воскресни", получив "Золотую камеру" (за лучший дебют) в 1990 году. Через два года жюри снова отметило своим призом его фильм "Самостоятельная жизнь". Сокуровский "Молох" получил награду за лучший сценарий в 1999 г. В 2003-м критики решили наградить режиссера за глубоко психологическую картину "Отец и сын".
Ну а последние годы Канны штурмует Андрей Звягинцев. В 2011-м со своей "Еленой" он победил в конкурсе "Особый взгляд". А в 2014-м вместе с Олегом Негиным Звягинцев получил приз за лучший сценарий. Тогда в основной конкурсной программе был представлен его "Левиафан". В прошлом году "Нелюбовь" режиссера была удостоена Приза жюри.
Что ждать от Канн – 2018
В последние годы в Каннах появляется не только Звягинцев. 10 лет назад жюри отметило дебют Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь". В 2012-м Сергей Лозница получил Приз ФРИПРЕССИ за фильм "В тумане". А прошлой весной критики свой приз в программе "Особый взгляд" отдали работе Кантемира Балагова "Теснота"
Сейчас уже само попадание в основную конкурсную программу Канн представляет собой большое достижение, говорящее о высоком уровне кинокартины. За предыдущие 5 лет только двум работам Звягинцева удавалось сделать это. Поэтому особенно приятно, что в 2018 году отборочная комиссия фестиваля пригласила для участия в конкурсе Кирилла Серебренников и его "Лето".
Съемочная группа фильма Кирилла Серебренникова "Лето". Канны. 2018 г. Фото: Екатерина Чеснокова/ РИА Новости
Серебренников не новичок на Лазурном берегу. Два года назад его "Ученик" принимал участие во второй по значению конкурсной программе "Особый взгляд". 19 мая жюри во главе с Кейт Бланшет объявит лауреатов 71-го кинофестиваля.
Сергей Анисимов