Когда в России перестанут сажать за репосты и лайки

Фото: Фотобанк Лори

По разным оценкам в 2017 году за репосты, лайки, мемы, оскорбляющие чувства верующих или призывающие к экстремистским действиям было привлечено к уголовной ответственности более 600 человек. Многие из них получили реальные сроки. В этом году тенденция сохраняется.

Очень часто достоянием общественности становятся случаи, когда в разных регионах уголовные дела возбуждаются по обстоятельствам, которые иначе как смехотворными не назовешь. Так, в Барнауле следователи пытаются привлечь к ответственности за оскорбление чувств верующих 19-летнего учащегося Алтайского краевого колледжа культуры Даниила Маркина, опубликовавшего в 2017 году на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» картинку, изображающую персонаж телесериала «Игра престолов» Джона Сноу на кресте с подписью «Джон Сноу воскрес – воистину воскрес». Интернет-редакция ОТР пытается ответить на вопрос: что происходит и что с этим делать.

За что сажают

Правовым основанием для привлечения к уголовной ответственности за репосты, мемы и лайки с 2014 года стали три статьи Уголовного Кодекса РФ: 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», 280.1 «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» и 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

Почему с 2014-го? Именно в июне этого года обе палаты Федерального Собрания РФ приняли поправки к УК, в которых в сферу применения упомянутых выше статей помимо публичных мероприятий и средств массовой информации были включены «информационно-телекоммуникационные сети, в том числе сеть "Интернет"». Таким образом, любое публичное высказывание в Сети, которое можно было отнести либо к экстремистским призывам, либо к возбуждению «ненависти либо вражды, а также направленное на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе» становилось уголовно наказуемым.

На деле же оказалось, что внимание следователей способен привлечь не только прямой призыв, но и его одобрение, выраженное или в виде принятых в любой социальной сети лайков, либо в перепосте таких материалов.

В чем сходятся сторонники и противники

Естественно, у подобной практики есть свои сторонники и противники. Но, что интересно, есть момент, в котором их взгляды сходятся. И это наглядно показала пресс-конференция, состоявшаяся в Национальной Службе Новостей. И протоиерей Всеволод Чаплин, отстаивающий необходимость привлекать к уголовной ответственности пользователей социальных сетей, оскорбляющих чувства православных, и его оппонент, управляющий партнёр Агентства «Социальные сети» Денис Терехов, выступающий категорически против, и адвокат Александр Карабанов едины во мнении, что интернет невозможно вывести из сферы применения норм права.

И Чаплин, и Терехов, и Карабанов в один голос признают, что он превратился в мощное средство коммуникации и сейчас невозможно утверждать, что какое-либо высказывание того или иного гражданина в социальной сети является лишь его сугубо личным делом. Все прекрасно понимают, что интернет по силе своего воздействия не уступает любому средству массовой информации и его невозможно оставить без контроля.

В чем еще сходятся оппоненты, так это в необходимости убрать из формулировок, характеризующих экстремистскую деятельность, упоминание демонстрации нацистской атрибутики. Или каким-то образом изменить ее. Иначе становится невозможной публикация любого иконографического материала, имеющего отношение к истории фашистского движения, Второй мировой и Великой Отечественной войн. Ведь сейчас можно привлечь к уголовной ответственности даже руководство любого телевизионного канала, поставившего в эфир, например, культовые «Семнадцать мгновений весны». Ведь там демонстрация нацисткой атрибутики идет на протяжении почти 14 часов.

Что делать

Здесь мнения расходятся. Адвокат Александр Карабанов считает, что только правовая грамотность может защитить пользователей социальных сетей от уголовного преследования. И прежде, чем что-то написать на своей странице, поставить лайк, или перепостить тот или иной материал, любому пользователю необходимо крепко подумать, а еще лучше ознакомиться с судебной практикой: кого сажали и за что.

Денис Терехов корень зла видит в нашей традиционной палочной системе и правоприменительной практике. По его мнению, на местах следователи получили команду привлекать за экстремизм, поэтому они хватают всех подряд, а суды, вместо того, чтобы разбираться, просто штампуют приговоры. Здесь необходимо добавить, что в среде правозащитников очень сильно убеждение, что практика привлечения к ответственности за репосты и лайки применяется в основном к активистам оппозиции, хотя случай с Даниилом Маркиным это утверждение не подтверждает. Барнаульский студент в оппозиционной активности замечен не был. Можно, конечно, так изменить настройки конфиденциальности своей страницы, чтобы любое ваше действие не стало достоянием кого-либо. Но зачем тогда вообще такой аккаунт нужен?

Депутатская инициатива

На волне общественного интереса к этой теме появился проект поправок к Уголовному Кодексу, выводящий репосты и лайки из-под действия уголовного права. Его инициатором стала группа депутатов во главе с Алексеем Журавлевым и Сергеем Шаргуновым. Правда, проект касается только действий, предусмотренных частью первой статьи 282 УК РФ, а именно действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

Проанализировав все проблемы, возникающие при ее применении, депутаты предлагают установить, что «уголовная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства наступает лишь в том случае, если данное деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения и (или) лицом с использованием своего служебного положения либо организованной  группой». Во всех остальных случаях должна предусматриваться лишь административная ответственность.

Сергей Шаргунов в беседе с корреспондентом ОТР подчеркнул, что рассчитывает на быстрое прохождение законопроекта и на положительное решение Государственной Думы. Залогом подобного развития событий он считает большой общественный резонанс, который получила тема, и внимание к ней президента. Шаргунов напомнил, что этот вопрос он поднимал во время прямой линии с президентом, и тогда Владимир Путин дал распоряжение подготовить соображения по теме до 15 сентября. По мнению депутата, законопроект может дойти до стадии думских чтений уже во время осенней сессии этого года.

Сергей Анисимов

Материал опубликовал: Сергей Анисимов