Кражи века: что пропадало из российских музеев

Фото: Фотобанк Лори

В Москве похищена барокамера, являвшаяся экспонатом музея космонавтики. Она была изъята из экспозиции для проведения реставрационных работ и хранилась на одной из охраняемых стоянок в районе Строгино. По предварительной информации, барокамера могла использоваться при подготовке к полетам Юрия Гагарина и других известных летчиков-космонавтов. Мы решили вспомнить самые громкие пропажи из российских музеев последних лет.

Похищение со стрельбой

6 апреля 1999 года двое грабителей (как выяснилось позже – вооруженных), разбив окно, проникли в один из залов Русского музея в Санкт-Петербурге. Целью грабителей были две работы известного русского живописца XIX века Василия Перова: "Гитарист-бобыль" и эскиз к картине "Тройка" (страховая оценка каждого из полотен - $700 тысяч).

В.Г.Перов. "Гитарист-бобыль"

Похитителей заметил охранник расположенного в соседнем здании Этнографического музея. Он среагировал на сработавшую сигнализацию. Но задержать грабителей ему не удалось: бандиты сделали несколько выстрелов в его сторону и скрылись на поджидавшем их автомобиле.

Милиция сработала достаточно профессионально и вычислила злоумышленников. Ими оказались Закир Асадуллаев и Дмитрий Рукавицын, входившие в преступную группу, совершившую в 1999 году в Санкт-Петербурге серию вооруженных нападений на часовые и ювелирные салоны. Выйти на похитителей удалось через их знакомого, которому они предложили сбыть похищенные картины. Он к этому моменту уже находился в поле зрения сотрудников 12-го (антикварного) отдела уголовного розыска Санкт-Петербурга.

"Закат" с "Развалинами"

10 августа 2001 года из Челябинской областной картинной галереи было похищено две картины: "Вечерний закат" и "Развалины в степи" - ранние работы русского художника Архипа Куинджи. Грабители выдавили оконное стекло на первом этаже. Наряд милиции прибыл на место через две минуты после того, как сигнал поступил на пульт охраны. Но этих двух минут злоумышленникам вполне хватило, чтобы скрыться с места преступления.

Следствие предположило, что преступники действовали по заказу. В зале находились другие, более ценные полотна, но похищенными оказались именно работы Куинджи. Было возбуждено уголовное дело по ч.2 статьи 164 УК РФ (хищение предметов, имеющих особую ценность, совершенное группой лиц). Картины найти не удалось.

Как Зюганов спас гарем

22 марта 2001 года из одного из залов Эрмитажа была похищена картина Жана Леона Жерома "Бассейн в гареме". Её страховая стоимость составляла $1 млн. Зал был закрыт в тот день для посетителей, но не заперт. Сигнализация к картине не подключалась.

Жером, Жан Леон. "Бассейн в гареме"

Следствие результатов не принесло. Спустя 5 лет, в декабре 2006 года в приемной лидера Коммунистической партии РФ Геннадия Зюганова раздался телефонный звонок. Неизвестный рассказал, что хочет передать коммунистам ценную картину, т.к. верит, что только они "вернут ее стране и народу". Встреча состоялась на проходной Госдумы. Неизвестный передал сотрудникам Зюганова сверток, в котором оказался сложенный в четверо холст.  Эксперт Министерства культуры, ведущий сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Виктория Маркова опознала в картине работу Жерома "Бассейн в гареме". Реставрация полотна, сильно поврежденного на сгибах, заняла два года.

Дело супругов Завадских

В июле 2006 года комиссия Счетной палаты, проверявшая работу хранилища отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, обнаружила пропажу 226 единиц хранения – главным образом икон и предметов декоративно-прикладного искусства XIX – начала XX века.

Прокуратурой Санкт-Петербурга было возбуждено уголовное дело по пункту "б" части 4-й статьи 158-й УК РФ (кража, совершенная в особо крупном размере). После того, как на сайте Эрмитажа был опубликован список пропавших предметов, администрация музея стала получать информацию от граждан, приобретавших указанные вещи в антикварных магазинах и ломбардах города.

Следствию быстро удалось установить, что пропавшие вещи поступали к антикварам через хранителя фонда истории русской культуры Эрмитажа Ларису Завадскую и ее мужа Николая. Было обнаружено несколько квитанций, оформленных на них. Некоторые из опрошенных граждан подтвердили, что Завадская предлагала им приобрести предметы искусства. Сама Завадская к моменту возбуждения дела уже умерла. А ее муж дал признательные показания и заключил сделку со следствием. Первоначальная оценка похищенного супругами составила 140 млн. рублей. Большая часть вещей так и не была возвращена Эрмитажу.

Громкая кража в тихом Плесе

5 августа 2014 года громкое преступление произошло в известном туристам и поклонникам творчества Исаака Левитана маленьком волжском городке Плес. Двое преступников проникли в помещение дома-музея художника, воспользовавшись отсутствием решеток на окнах, и похитили пять картин: "Полустанок", "Розы", "Овраг с забором", "Речная заводь (Прудик)", "Тихая речка".

И.Левитан. "Овраг с забором"

Ущерб от кражи оценивался в 77 миллионов рублей. Наряд вневедомственной охраны прибыл на место преступления через 4 минуты после получения сигнала тревоги. Те, кому приходилось бывать в Плесе, представляют себе, что за это время можно пешком свободно прогуляться от центральной пристани до здания музея.

Поиски похищенного продолжались два года. В декабре 2016 года при проведении следственно-розыскных мероприятий по делу об ограблении банка в Нижнем Новгороде в одном из районов Подмосковья были задержаны несколько подозреваемых. При обыске у них обнаружили одну из похищенных в Плесе картин. В дальнейшем сыщики нашли и оставшиеся полотна. В мае 2017 года все они были возвращены музею.

После резонансного дела с хищениями в отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа в 2006 году была образована правительственная комиссия с участием представителей правоохранительных органов, которая в течение двух лет проводила проверку организации хранения предметов искусства, исторических и культурных ценностей в российских музеях. В ходе этой масштабной работы была выявлена   недостача пятидесяти тысяч единиц хранения. За минувшие годы ситуация лучше не стала.

Сергей Анисимов

Кражи века: что пропадало из российских музеев
Помочь ОТР