Фото: Фотобанк Лори
14 августа в своем доме в Подмосковье скончался детский писатель Эдуард Успенский. Еще в 1966-м году Успенский издал книгу «Крокодил Гена и его друзья», которая через три года превратилась в сценарий кукольного мультфильма. Эдуард Николаевич стал создателем целой семьи известных мультяшных персонажей: крокодил Гена, Чебурашка, дядя Федор, Шарик и кот Матроскин, превратившись, еще полвека назад, в одного из самых популярных детских писателей страны.
Авиационный инженер, ставший писателем
Эдуард Успенский должен был стать авиационным инженером. А кем же еще может стать выпускник Московского авиационного института (МАИ)? Но стал детским писателем. Правда, он успел немного поработать по специальности. Но сочинительство автора студенческих капустников и шуток для команды КВН МАИ привлекало больше.
В начале 60-х Успенский попробовал писать что-то для детей и оказался на телевидении, где тогда как раз запускали новую программу «Спокойной ночи, малыши!». Авторский коллектив новый передачи получился большим. Помимо Успенского над ней работали Александр Курляндский, Роман Сеф и многие другие. Но и несостоявшийся авиационный инженер в этой компании не затерялся. А полученный опыт Успенский пытался применить везде, где это было возможно. В 1966 году на полках книжных магазинов появилось первое прозаическое произведение молодого автора – повесть «Крокодил Гена и его друзья», выпущенное издательством «Детская литература». А еще через три года на «Союзмультфильме» режиссер Роман Качанов решил сделать экранную версию книги и пригласил автора написать сценарий. Так началась карьера Успенского-сценариста.
Нелегкая судьба троицы из Простоквашино
К середине 70-х Успенский превратился в маститого детского писателя, На экраны регулярно выходили мультфильмы, снятые по его сценариям. Успенский делал для телевидения первые выпуски передачи «АБВГДейка» и программу «Радионяня» на Всесоюзном радио. «Детская литература» выпускала его книги: «Вниз по волшебной реке», «Наследство Бахрама», «Гарантийные человечки» и многие другие. В 1974 году на свет появилась и повесть «Дядя Федор, кот и пес».
Через год в Творческом объединении «Экран» режиссеры Юрий Клепацкий и Лидия Сурикова начали снимать мультик по этому произведению Успенского. Всего вышло три серии. Но, внимание, к классическим Матроскину, дяде Федору, Шарику и почтальону Печкину этот фильм не имеет никакого отношения. Матроскина в картине озвучивает актриса Светлана Харлап, Шарика – Анна Горюнова, а за Печкина текст произносит не блестящий Борис Новиков, а актер московского «Театра Сатиры» Виктор Байков, хорошо известный советским телезрителям по роли пана Вотрубы в знаменитом юмористическом сериале «Кабачок 13 стульев». И только три года спустя на «Союзмультфильме» режиссер Владимир Попов и художник Левон Хачатрян приступили к созданию классической версии с Табаковым, Дуровым, Новиковым, Талызиной и Марией Виноградовой, озвучивавшей Дядю Федора.
Кстати, для этой картины Успенский серьезно переработал историю тройки из Простоквашино. Появление этих персонажей, присоединившихся к крокодилу Гене, Чебурашке и их друзьям, превратили Эдуарда Успенского в классика отечественной литературы для детей.
Успенский и новые времена
Эдуарда Успенского всегда отличала огромная работоспособность. Он сам себя сравнивал в некоторых интервью с крепким мастером-профессионалом, хорошо знающим свое ремесло. И как любой высокий профессионал Эдуард Николаевич не мог сидеть без работы. А с наступлением новых времен его работоспособность только усилилась.
Писатель ясно представлял себе, что благосостояние его семьи прямо зависит от того, насколько усидчив он будет за своим рабочим столом. Этот период заставил его очень внимательно отнестись к созданным им персонажам и подойти к ним с точки зрения объектов, ставших предметом авторского права. Успенский стал в конце XX – начале XXI века ярким примером борьбы за право использовать их и получать причитающиеся автору отчисления. Тем более, что популярность его героев не ограничивалась пределами бывшего Советского Союза. Произведения писателя были переведены на 25 языков и издавались во многих странах.
В Японии Чебурашка превратился в культового персонажа. В 2010 году режиссер Макото Никамура с разрешения автора сделал кукольный сериал о приключениях этого персонажа Успенского. Через три года в российский прокат вышла полнометражная версия картины, специально перемонтированная для нашего рынка. Но и ее в России постигла непростая судьба, связанная с претензиями студии «Союзмультфильм», долгие годы оспаривавшей у Успенского право на использование образов героев его произведений.
Последним этапом этих непростых отношений стал спор, возникший между ними в конце прошлого года, когда студия объявила о начале работы над продолжением истории о дяде Федоре, Матроскине и Шарике. Хорошо, что уже в этом году стороны пришли к соглашению, и эта история не омрачала последних месяцев жизни писателя, который, начиная с 2011 года упорно боролся с онкологическим заболеванием.
Эдуарду Успенскому в декабре прошлого года исполнилось 80 лет, из которых почти 60 он отдал сочинению историй для детей. Как минимум, три поколения россиян могут с уверенностью сказать, что выросли на произведениях писателя. И к этим поколениям будут прибавляться все новые и новые, потому что такие персонажи, как крокодил Гена, Чебурашка, трое из Простоквашино, Колобки, - они не стареют и никуда не уходят. Они – это детство, всегда остающееся с нами.
Сергей Анисимов