Киселёвск – угольный город в Кемеровской области с очень тяжелой экологической ситуацией. Со всех сторон его окружили угольные разрезы. Уголь здесь начали добывать более ста лет назад, а сам город был основан лишь в 1936 году. На первый взгляд кажется, что Киселёвск стоит в окружении гор, однако это вовсе не горы, а угольные отвалы, дымящиеся далеко не первый год. Местные жители, хотя и привыкли к черному снегу каждую зиму, начинают всерьез бояться за свое здоровье и обращаются во все возможные инстанции.
С чего все началось?
Вся экономика Кузбасса фактически держится на одном угле, поэтому власти заинтересованы в развитии угольного производства. Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв не перестает передавать угольным предприятиям участки сельскохозяйственных земель. В мае этого года они обогатились на 113 гектаров, а в начале июня – более чем на 400 гектаров. Угольные разрезы все ближе подбираются к жилым домам. Начиная с 2017 года, жители провели около 30 протестных акций: перекрывали дороги к угольным предприятиям, выходили с пикетами и направляли огромное число писем в администрацию города.
Опасения жителей вполне обоснованы. Уже много лет в городе наблюдаются подземные угольные пожары, которые невозможно потушить стандартным способом. Как отмечают жители, из-под горячей земли поднимается удушливый вонючий дым. В таких условиях вынуждены жить и дети. Одна из жительниц Ирина Никитина вспоминает:
«Моя знакомая – патологоанатом, вскрывала 11-летнюю девочку, которая жила от нас неподалеку. У нее все легкие были черные, как у курильщика, который всю жизнь по две пачки в день смолил».
Продолжительность жизни в Кемеровской области составляет порядка 68 лет, что, например, на 8 лет меньше, чем в столице. Кузбасс находится в лидерах в таком нерадостном показателе, как уровень заболевания туберкулезом, астмой и онкологией.
Обращение к премьер-министру Канады
В начале июня около 15 жителей Киселёвска записали видеообращение к премьер-министру Канады Джастину Трюдо и генсеку ООН Антонио Гутерришу. В видео они просили предоставить им экологическое убежище в Канаде.
«На сегодняшний день в России, в частности в Кузбассе, сложились невыносимые условия для жизни. Дело в том, что наш край богат углем, а основные разработки ведутся варварским способом, никто не обращает внимания на то, что рядом с огромными разрезами находятся жилые дома».
Варварский способ, о котором идет речь в обращении – это открытая добыча угля, которой начали пользоваться с 1990-х годов. Это более дешевая альтернатива добыче закрытым способом, то есть в шахтах. Работы проводятся на больших территориях, однако требуют разрушения огромного числа сельских угодий и леса, что сильнее влияет на экологию и, следовательно, здоровье людей.
Вскоре канадские чиновники отреагировали на обращение жителей. По их заявлению, вопрос об эмиграции можно будет рассматривать только в том случае, если жители Киселёвска будут признаны беженцами по Конвенции. Иначе говоря, это будет возможно только после их отъезда из России и при наличии обоснованного страха преследования со стороны властей.
Встреча с губернатором Кемеровской области
Глава Кузбасса Сергей Цивилёв после истории с обращением к канадскому премьеру решил лично приехать в Киселёвск и поговорить с жителями, чьи дома расположены рядом с территориями подземных пожаров. На своей странице в «ВКонтакте» он сообщил, что обошел весь жилой район и убедился в необходимости переселить жителей из 71 дома. Следующая встреча запланирована на начало августа.
Обращение к Путину
Отчаявшиеся жители Киселёвска в преддверии Прямой линии с президентом решили записать видеообращение к Владимиру Путину. В нем они рассказали об «экологической катастрофе» в городе и завышении всех допустимых норм загрязнения, что, однако, скрывается местной властью. Они попросили президента отправить в их город комиссию, чтобы провести независимую экспертизу.
«Хозяева разрезов и обогатительных фабрик зарабатывают миллиарды на угле, а соответственно на нашем здоровье. Так пусть они выделяют деньги на переселение жителей из экологически загрязнённого Киселёвска в экологически чистое жильё».
В рамках Прямой линии это обращение показано не было. Неизвестно, дошло ли оно в принципе до президента.