Кто проделал дырку в «Союзе»? Подробности аварии на МКС

Дырку заделали. Поэтому можно перевести дух. Экипаж Международной космической станции (МКС) это предложение должен воспринимать в буквальном смысле, так как еще 30 августа в центре управления полетами обнаружили утечку воздуха на этом космическом объекте. Рассказываем о некоторых подробностях этой истории.

Почему поспорили американские и русские космонавты

Утечка, обнаруженная при анализе работы бортовых систем, была небольшой, поэтому каких-то экстренных мер принимать не пришлось. Экипаж станции при осмотре обнаружил две микротрещины в корпусе транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-09», пристыковавшегося к станции 8 июня этого года.

Но утечку воздуха давала только одна из них, так как вторая упиралась в плотный слой металлической обшивки корабля. Российские специалисты на Земле предложили наложить на трещину «заплату» из герметика и слоя марли, пропитанной эпоксидной смолой. Вот тут-то и возникли разногласия между американскими и российскими членами экипажа, вернее, их руководителями.

Специалисты «Роскосмоса» настаивали на немедленном проведении работ с использованием ремкомплекта. Командир станции астронавт NASA Эндрю Фьюстел предлагал дать Земле сутки, чтобы тщательно проанализировать предлагаемые методы ликвидации утечки. Тем более, что экипажу удавалось довольно легко компенсировать ее последствия за счет повышения давления воздуха в отсеке. В итоге, в прошлые четверг и пятницу работы были проведены, и на данный момент герметичность восстановлена полностью.

Ткнуть сверлом – это по-нашему

Проводить какие-либо ремонтные работы на внешней обшивке «Союза» специалисты и NASA и «Роскосмоса» посчитали излишним. Они уверены, что герметичность бытового отсека корабля удастся сохранить до декабря, когда намечено его возвращение на Землю. А на безопасное возвращение космонавтов трещина никак повлиять не сможет. Для этих целей используется только спускаемый отсек «Союза».

По некоторым данным причиной возникновения микротрещины могла стать халатность сотрудников РКК «Энергия», проводивших сборку пилотируемого космического корабля. Источник РИА Новости в отрасли сообщает, что микротрещина возникла еще на Земле, но сотрудник, обнаруживший ее, решил никому об этом не сообщать и заделать ее специальным клеем. Поэтому модуль прошел проверку на герметичность. Но уже в космосе клей подсох и был выдавлен, снова открыв течь. Впрочем, представители «Роскосмоса» информацию не подтверждают и предлагают дождаться окончания работы специальной комиссии.

Другие аварии на МКС

Учитывая почтенный возраст станции, легко представит, что эта авария – далеко не единственная, приключившаяся с ней. Напомним, первый российский модуль станции – функционально-грузовой блок «Заря» - был выведен на орбиту 20 ноября 1998 года. На данный момент МКС включает 15 модулей: пять российских, семь американских, европейский модуль «Коламбус», японский «Кибо» (состоящий из двух частей), а также экспериментальный модуль «BEAM». Сейчас на станции работает 56-я долговременная экспедиция в составе: командир - Эндрю Фьюстел (NASA), бортинженеры – Ричард Арнольд (NASA), Серена Ауньон (NASA), Олег Артемьев (Роскосмос), Сергей Прокопьев (Роскосмос) и Александр Герст (Европейское космическое агентство).

Первый серьезный сбой на станции произошел спустя два с половиной года после начала ее строительства. 25 апреля 2001 года сломалось компьютерное оборудование американского сегмента станции, нарушилась связь с центром управления в Хьюстоне. Как удалось установить, поврежденными оказались файлы жестких дисков, на которых хранилась информация.

1 февраля 2003 года американский многоразовый челнок «Колумбия» разрушился при входе в плотные слои атмосферы Земли. Корабль возвращался после двух недель работы на МКС. Погибли все семь членов экипажа. После катастрофы «Колумбии» до июля 2006 года доставка космонавтов на станцию проводилась только с использованием российских «Союзов».

18 сентября 2006 года на борту станции сработал датчик задымления. К счастью, никакого огня обнаружено не было. Вышел из строя регенератор воздуха «Электрон», что привело к испарениям гидроксида калия.

14 июня 2007 года сбой произошел в компьютерной системе российского модуля МКС. Неполадка оставила станцию без нормальной работы двигателей ориентации, оборудования для генерации кислорода, поглощения углекислого газа и других систем жизнеобеспечения.  Она также привела к снижению температуры воздуха на станции. Совместными усилиями группы специалистов на Земле и экипажа удалось установить причину неисправности и в течение двух дней восстановить работу компьютеров. В том же году выходило из строя компьютерное оборудование у американцев и произошел разрыв одной из солнечных батарей, которую удалось «залатать».

Но самая неприятная поломка произошла на станции 21 мая 2008 года, когда из строя вышла помпа единственного санузла МКС. Экипаж пытался пользоваться туалетом, находившимся на борту «Союза ТМА-12». Но ситуация была настолько серьезна, что Центр управления полетами рассматривал возможность эвакуации участников космической экспедиции. Космонавтам удалось продержаться до 2 июня, когда шаттл «Дискавери» доставил на станцию новую помпу.

14 января 2015 года из-за сбоя компьютера произошло ложное срабатывание датчика давления на американском сегменте МКС. Американским астронавтам пришлось перейти в российскую часть станции и находиться там до тех пор, пока Хьюстон не разобрался в причинах происшествия.

Кроме случавшихся неисправностей космическим экспедициям, работающим на МКС, все время приходится помнить о возможном столкновении с космическим мусором. Конечно же с Земли ведется наблюдение за этими космическими объектами. И в случае возможной угрозы экипаж получает команду на выполнение «маневра уклонения». Но бывают случаи, когда опасность обнаруживается слишком поздно. Несколько раз (в 2003-м, 2009-м, 2011-м и 2012-м годах) космонавтам приходилась проводить частичную эвакуацию. Они переходили на борт пилотируемых «Союзов», чтобы в случае серьезного повреждения станции покинуть ее. Но, пока, все обходилось.

Сергей Анисимов

Материал опубликовал: Сергей Анисимов
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)