Мамаево Кокорище. Что им за это будет

Избиение стулом Дениса Пака. Скриншот видео телеграм-канала Mash

Вы, конечно, уже в курсе. В понедельник утром два вполне себе известных футболиста – Александр Кокорин (ФК «Зенит») и Павел Мамаев (ФК «Краснодар») – вместе с друзьями избили в одном из заведений сети «Кофемания» начальника департамента Минпромторга Дениса Пака. Досталось и спутнику Пака гендиректору «НАМИ» (научная организация в области развития автомобилестроения) Сергею Гайсину. А еще раньше друзья напали на водителя телеведущей «Первого канала» Ольги Ушаковой гражданина Беларуси Виталия Соловчука.Разбираемся в правовых, спортивных и экономических последствиях произошедших событий.

Сядут или нет

Главное следственное управление ГУ МВД России по г. Москве, которому было передано дело ввиду большого общественного резонанса, первоначально возбудило его по статье 116 УК РФ (Побои). Максимальная санкция по ней – два года лишения свободы. Но адвокат потерпевшего Дениса Пака Геннадий Удунян сразу заявил о том, что будет добиваться переквалификации. Удунян настаивал, что к обвиняемым должна быть применена статья 213 часть 2 - хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное: по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Основанием для подобного определения служило то обстоятельство, что Кокорин и Мамаев, избивая Пака, обзывали его «каким-то китайцем». По этой статье футболистам грозит лишение свободы на срок до 5 лет. По последней информации следствие согласилось с доводами представителя потерпевшего.

Избиение водителя Соловчука, получившего черепно-мозговую травму и другие повреждения, может быть квалифицировано по статье 112 УК РФ (Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) – лишение свободы на срок до 5 лет.

Все потерпевшие уже побывали в полиции и оставили свои заявления. Допрос Кокорина и Мамаева ожидался в среду. Мамаев в полиции появился. А вот о визите Кокорина к следователям информации пока не поступало.

Последствия спортивные

Руководство Российского футбольного союза (РФС) и Российской Премьер-Лиги (РПЛ) уже сделали официальные заявления, в которых охарактеризовали поступок спортсменов как возмутительный и заявили о грядущих суровых спортивных санкциях. Футбольный клуб «Краснодар», за который выступает Павел Мамаев, в первом своем заявлении сообщил, что футболист отстранен от занятий и игр с первой командой и будет оштрафован.

Следом появилось сообщение, что клуб рассматривает возможность разорвать контракт с игроком. При этом в клубе оговорились, что условия контракта делают такой шаг чрезвычайно затруднительным. Тем не менее, через какое-то время глава Палаты по разрешению споров РФС Виктор Березов сообщил прессе, что в этот орган поступило обращение ФК «Краснодар» с просьбой расторгнуть контракт с футболистом Мамаевым. Березов пообещал, что ввиду широкого резонанса Палата рассмотрит обращение быстрее положенных по регламенту 30 дней.

ФК «Зенит» на данный момент отделался только возмущением поступком своего футболиста. В заявлении, появившемся на официальном сайте клуба говорится, что в команде ждут «правовой оценки соответствующих органов». В то же время руководство пока не считает нужным говорить о наказании игрока со стороны клуба. Правда, «Зенит» пообещал, что наказание последует.

К сожалению, посмотреть контракты футболистов с их командами нам вряд ли когда-нибудь удастся. Поэтому остается только верить, когда клубы рассказывают о том, есть ли у них возможность разорвать эти соглашения или нет. Хотя обычно профессиональные футбольные команды оставляют для себя возможность разорвать отношения по каким-либо обстоятельствам. Например, в случае, когда поведение футболиста влечет за собой серьезные репутационные потери для его владельцев. Но, рассуждая на эту тему, необходимо всегда помнить о последствиях экономических.

Экономические последствия

Мы имеем в виду экономику самих футбольных клубов. Поясним. Футболист с действующим контрактом для его работодателей является в первую очередь не столько игроком, сколько товаром. Это значит, что клуб во время действия договора может продать права на футболиста. И подобные трансферы – один из основных способов получения дохода для собственников команды.

По данным авторитетного ресурса transfermarkt.com, рыночная стоимость Александра Кокорина на данный момент составляет 11 млн евро, Павла Мамаева – 6,5 млн. Контракт Кокорина с ФК «Зенит» подписан до конца нынешнего сезона. У Мамаева срок действия соглашения истекает 31 декабря 2019 года. Таким образом, разрывая контракты с игроками, клубы теряют большие деньги.

Возможность хотя бы частично компенсировать эти потери может появиться у команд, если в соглашениях с футболистами прописаны штрафные санкции для самих игроков при различных обстоятельствах: при снижении игровой формы или, например, все то же нанесение ущерба репутации команды. Хотя вряд ли эти гипотетические штрафные санкции смогут покрыть потери клубов на трансферном рынке.

Но может случиться и так, что возмущение в обществе в связи с поступками футболистов быстро не уляжется, и руководству команд придется пойти на финансовые жертвы. А самим игрокам нужно думать на тему как выстраивать свою защиту в суде.

Сергей Анисимов

Материал опубликовали: Сергей Анисимов, Степан Черепенников