Московский блэкаут: что это было и кто виноват

Подстанция "Чагино". Фото: Смирнов Василий/ ИТАР-ТАСС

Огромные толпы у станций метро. Неработающие светофоры, собирающие автомобильные пробки. Застывшие у обочины троллейбусы. Неработающие магазины и конторы. Люди, бредущие по тротуарам и проезжей части. 25 мая 2005 года. Московский блэкаут.

Что произошло

Подстанции «Чагино» в московском районе Капотня «стало нехорошо» еще вечером 23 мая. Тогда загорелся один из шести ее трансформаторов, которые обеспечивали понижение поступающей в город по ЛЭП электроэнергии с 500 кВт до «рабочих» 220 или 110. Через сутки загорелись уже четыре трансформатора. 25 мая в 5.30 утра из строя вышел последний – шестой.

Утром, когда потребление электроэнергии в городе стало возрастать, начался нарастающий выход из строя других подстанций и электростанций, снабжающих юг Москвы. Встала подстанция «Очаково». В 10.10 утра отключились еще четыре подстанции, а также пять московских электростанций и ещё 15 питающих центров. Кроме южной части Москвы без электричества остались часть  Подмосковья, Тульская, Калужская и Рязанская области.

В Москве не работали 52 станции метро из 170. Десятки тысяч людей оказались заблокированы в тоннелях метрополитена, лифтах жилых домов. Связь и интернет действовали с перебоями. Значительная часть московских учреждений, магазинов и больниц осталась без электричества. Там, где возможно, переходили на резервные источники питания. Воинские части получили команду передать лечебным учреждениям мобильные дизельные генераторы. Транспорт работал с перебоями. Таксисты взвинтили цены. Электроснабжение большей частью удалось восстановить к вечеру 25 мая. А полностью устранить последствия аварии смогли только на следующий день.

Впечатления очевидцев

Московский культуролог Матвей Малышкин рассказывал газете «Новые известия», что для него блэкаут начался, когда на станции метро «Автозаводская» отключился свет.

«Поезда продолжали ходить. На станции «Тверская» состав остановился намертво. По громкой связи сообщили, мол, «поезда двигаются с увеличенным интервалом». Но внутри вагонов творился настоящий ужас. Давка, духота, орали дети: теребили матерей, спрашивая, когда же поедет поезд. Молодежь, истекая потом, исступленно целовалась». 

Интернет-дизайнер Мария Горячкина вспоминает, как к ней в машину залезла женщина, потребовавшая отвезти ее до «Маяковской». А следом ворвался мужчина со 100 рублями в руке. Ему нужно было до МАДИ. Если бы Мария пулей не сорвалась с места, то ее атаковала бы целая толпа страждущих.

Из сообщений в Livejournal: пользовательница  za_ostrovom

(после 20 минут стояния в вагоне метро на станции «Пушкинская») Плюнула, решила ехать на такси. На троллейбусной остановке на Пушкинской такси ловят человек 20, никто (!!) не останавливается. Какая-то добрая душа подвезла меня до работы наконец-то (еще без пробок). Через час выяснилось, что коллеги добирались из центра пешком - машины стояли и проехать на такси было уже невозможно.

Корреспонденты «МК» обзванивали московские больницы. Главврач роддома №25 на улице Фотиевой Марина Оленева сообщала: "У нас все обошлось. В тот момент рожали четыре пациентки. Днем для родов в общем-то электричества не требуется. Операций вроде кесарева сечения, при которых нужно определенное освещение, не производилось".

Главврач психиатрической больницы № 13 Эдуард Дроздов рассказал, что весь персонал остался во вторую смену. Запас стерильных инструментов и медикаменты были, а вместо горячего питания завезли сухие пайки и запаслись водой.

Оценка ущерба

По оценкам экспертов, блэкаут так или иначе затронул более 6 млн человек в пяти регионах. По данным на 1 июня 2005 года правительство Москвы оценивало потери города в 1,708 млрд рублей, а Московская область - в 503,94 млн рублей. Тульская область определила сумму убытков в 436 млн 800 тыс. рублей.

Помимо ущерба, который понесло муниципальное и областное имущество потери были у предприятий и частных компаний. Так, «РЖД» назвала сумму убытков, равную 650 млн рублей, а Ступинский металлургический комбинат заявил, что потерял $ 1 млн. На Петелинской птицефабрике погибло около 400 тыс. птиц.

Из-за отключения электроснабжения во многих жилых домах на юго-западе, юге и юго-востоке столицы на несколько часов была прекращена подача воды. Люблинской и Курьяновской станциям аэрации пришлось часть неочищенных стоков сбрасывать в Москва-реку. Нефтеперерабатывающий завод в Капотне, начиная с 24 мая резко увеличил объемы сжигания технологического газа, что также не улучшило экологическую ситуацию в городе.

Во всем виноват Чубайс

Среди причин, приведших к одной их самых крупных техногенных аварий в истории страны, называли погоду, изношенное оборудование и непрофессионализм действий сотрудников московского регионального диспетчерского узла (РДУ). Относительно погоды есть некоторые сомнения. Достаточно посмотреть на данные архива московской погоды. Максимальная температура тогда была зафиксирована 25 мая и составила +31 градус на 9 часов утра. Вряд ли она способна была привести к такому резкому увеличению нагрузки на электросети. Тем более, что проблемы начались уже поздно вечером 24 мая.

Подстанция «Чагино» была введена в строй в 1964 году, но оборудование ее оказалось произведено еще раньше – в 1958-м. Естественно, что его ресурс был выработан давно. Поэтому выход из строя трансформаторов «Чагино» не должен был стать сюрпризом для московских энергетиков. Но больше всего нареканий вызвали действия специалистов диспетчерских служб. По общему мнению, они еще в ночь с 24-го на 25-е должны были приступить к веерному отключению наименее значимых потребителей, а не заниматься попытками «залатать» дыру, вызванную выходом из строя одной подстанции.

Под огнем критики в этой ситуации оказался Анатолий Чубайс, с 1998 года занимавший должность руководителя РАО «ЕЭС России». По его инициативе с 2001 года в отрасли проводилась масштабная реформа, заключавшаяся в разделении корпорации на структурные подразделения с последующей приватизацией генерирующих и сбытовых предприятий. Некоторые специалисты были убеждены, что именно в ходе этой реформы раздробленная диспетчерская служба потеряла способность быстро и грамотно реагировать на угрозы возможных сбоев в работе энергосистем. Но Чубайс привлекался к расследованию причин аварии только в качестве свидетеля.

По итогам аварии были сделаны серьезные выводы. Подстанцию «Чагино» реконструировали. Московская энергосистема успешно справилась с рекордными нагрузками зимы 2005/2006 годов и жаркого лета 2010-го. Чубайс в 2008-м отправился руководить «Роснано». А производство электроэнергии в стране стагнирует на протяжении последних 10 лет, уступая по этому показателю США в 4 раза, а Китаю в 5.

Сергей Анисимов

Материал опубликовал: Сергей Анисимов
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)