Якутск третьи сутки переживает вспышку ксенофобии – местные жители выходят на антимигрантские митинги из-за того, что их землячку похитили и изнасиловали, предположительно, выходцы из Средней Азии. В соцсетях пишут о погромах и угрозах устроить самосуд над приезжими. Может ли конфликт стать межэтническим?
В Якутске ночью 17 марта неизвестные похитили женщину прямо с улицы, посадили ее в машину и увезли в безлюдное место, к гаражам. Там её изнасиловали, после насильник отвез ее в автомастерскую, где находились два его приятеля, и уехал. Женщина, дождавшись, когда эти двое уснут, убежала и пошла в полицию. По подозрению в изнасиловании задержали 23-летнего парня, он признал вину в изнасиловании и похищении.
Информация о преступлении и призывы устроить народный сход быстро распространились по якутскому WhatsApp – главному мессенджеру в республике. Люди узнали, что к преступлению причастны выходцы из Киргизии хотя официально национальность подозреваемых не называли. Тем не менее, уже вечером 17 марта около 200 человек вышли на стихийный митинг против мигрантов.
18 марта СК задержал двух мужчин из автомастерской, их подозревают в незаконном лишении свободы. В тот же вечер в спортивном комплексе «Триумф», рассчитанном на три тысячи зрителей, прошел многотысячный митинг против мигрантов. Власти призывали горожан не поддаваться на провокации и решать проблему сообща.
Глава республики Айсен Николаев пообещал проверить все предприятия, где работают мигранты, и закрыть те, что нарушают закон, а иностранцев, которые находятся в Якутске незаконно – депортировать.
«Мы, якуты, освоили эту огромную землю, бок о бок жили с русским народом. И дальше будем так жить. Но нами извне другие народы не должны командовать», – сказал Николаев.
Николаеву вторила и глава Якутска Сардана Авксентьева. Она призвала бороться с нелегалами, напомнила о конфликте 1986 года между якутской и русской молодежью, чтобы он не повторился.
Во вторник, 19 марта, в Якутск приехала делегация Киргизской республики, чтобы обсудить, как решить проблему с властями Якутии. Между тем в соцсетях стали появляться сообщения о ночных погромах и попытках устроить самосуд над иностранцами. В МВД это отрицают. Также полиция не подтверждает данные о полицейском усилении в республике, хотя жители говорят, что полиция стала дежурить на конечных остановках маршруток, и установила наблюдение за мечетью.
По официальным данным, в Якутии живут около семи тысяч граждан Кыргызстана. На самом деле, их намного больше. Они работают на рынках, в кафе, управляют маршрутками и такси. Продавцы магазинов жалуются на закрытые оптовые базы, а жители города – на исчезнувшие с коммерческих маршрутов автобусы. СМИ пишут, что мигранты не пришли на работу, поскольку боятся за свою безопасность.
По мнению Владимира Мукомеля, заведующего сектором изучения ксенофобий и предупреждения экстремизме института социологии РАН, этот конфликт в Якутии может стать этнополитическим:
«В любом уголовном преступлении, где фигуранты с одной и с другой стороны — представители разных этнических групп, видеть этнический конфликт — не совсем верно. Другое дело, что он может перерасти в этнополитический конфликт. Подавляющее большинство такого рода конфликтов начинались с „пустяков“», — отмечает Мукомель.
Чтобы этого не произошло, власти должны стабилизировать ситуацию и снизить агрессию любыми разумными средствами.
«Надо идти к людям, надо объяснять, что все в рамках закона будет сделано, и сделать это. <…> Надо понимать, это вспышка эмоций, и время лечит. Если не подбрасывать дрова в костер, ситуация стабилизируется. Главное выдержать четкий контроль над ситуацией», — уверен Владимир Мукомель.