Первый канал начал собственное расследование ситуации, сложившейся вокруг финала шоу "Голос.Дети", сообщает Интерфакс. Для проверки итогов привлечена международная компания Group-IB, специализирующаяся на предотвращении кибератак и проведении сложных цифровых расследований. ОТР рассказывает, как будет проходить экспертиза и как вообще можно фальсифицировать онлайн-голосование. 26 апреля в финале шестого сезона музыкального шоу «Голос. Дети» победу одержала десятилетняя Микелла Абрамова – дочь певицы Алсу и бизнесмена Яна Абрамова. В итоговом онлайн-голосовании она набрала 56,5% зрительских голосов. После этого на девочку обрушился шквал народного недовольства, а Первый канал заподозрили в фальсификации итогов. Дело в том, что Микеллы вообще не должно было оказаться в финале. Она вылетела в одном из туров «Голоса. Дети». Однако, в результате добора, ее вернули на проект, который она и выиграла с оглушительным перевесом, оставив позади Нино Чеснер, Роберта Багратяна и Ержана Максима. Гендиректор Первого канала Константин Эрнст заявил, что за все сезоны проекта «Голос» телеканал впервые столкнулся с ситуацией, когда возникли вопросы к используемой в шоу системе голосования. Как пишут «Ведомости», он пояснил, что в финале шестого сезона «Голос.Дети» активность звонков и смс в поддержку одного из участников существенно превысила количество голосов за других конкурсантов. «Такого разрыва между участниками, пожалуй, не было никогда», – сказал Эрнст. Руководитель Центра спасения детей от киберпреступлений Сергей Пестов рассказал, что в последнее время в интернете часто накручивают голоса. «Таким образом маркетинговые компании привлекают внимание к своему продукту. И, если сама компания не обеспечила хорошую площадку, которая может распознавать и не давать проводить голосование с одного IP адреса несколько раз или допускать голосование с VPN, то голоса можно легко накрутить», - сказал Пестов. Он также объяснил существующие варианты подделки голосов. Накрутка с помощью популярности. Известный человек с большим количеством подписчиков выкладывает в социальную сеть пост. В нем он просит проголосовать за него по ссылке и сделать репост этого сообщения. Таким образом у кандидата даже с 5000 тысячами подписчиков будет уже от 23 до 50 тысяч голосов. Техническая накрутка. Можно установить бот (специальная программа, выполняющая заданное ей действие – прим.ОТР), который будет постоянно кликать на кнопочку голосования. Эта схема похожа на хакерскую DOS-атаку. Проплаченные акции. Рекламные кампании, которые занимаются таргетинговыми продажами, имеют число аккаунтов, которым они платят за голосование или переход по нужным ссылкам. В ходе расследования эксперты компании Group-IB оценят информационную безопасность системы подсчета голосов, а также проведут технико-криминалистический анализ звонков и СМС на предмет возможной накрутки голосов. «Мы должны понять, существует ли вообще техническая возможность вмешательства в систему выборов победителя проекта «Голос». То есть может ли компания-партнер, агрегирующуя звонки и СМС, или отдельные ее сотрудники вносить изменения в результаты голосования», - прокомментировал гендиректор и основатель компании Group-IB Илья Сачков задачи, которые стоят перед его экспертами. Он также подчеркнул, что специалистам предстоит «проанализировать массив BIG DATA, то есть данные по звонкам и СМС с целью выявления каких-либо аномалий, использования ботов и других технологий для накрутки голосов». Работа по этим направлениям уже началась. Детали расследования, методы и средства, используемые экспертами Group-IB, на данный момент не разглашаются.