7 ноября на 91-м году жизни скончался художник Оскар Рабин. Он считался одним из лидеров советского послевоенного авангарда. Французский профессор Жак Гатто назвал его “Солженицын живописи”. Рабин прославился как один из лидеров неформальной «Лианозовской группы» и организатор знаменитой «Бульдозерной выставки» в сентябре 1974 года. Он родился в Москве, жил в Париже, а умер во Флоренции, где должна была открыться выставка его работ. Все, кто знаком с творчеством Оскара Рабина, всегда отмечали мрачный колорит его работ. Тем более газетные критики, которые в 60-е годы в советской прессе «бичевали» его живопись. "Смутный, перепуганный, неврастенический мирок встаёт в холстах художника. Скособоченные дома, кривые окна, селёдочные головы, измызганные стены бараков". Это о его картинах. И это правда. Только партийная критика видела в этом очернительство жизни советского общества. А на самом деле это и была жизнь. Оскар Рабин остался без родителей очень рано. Его отец, Яков Рабин, умер, когда Оскару было пять. Матери не стало осенью 41-го. Через три года шестнадцатилетний Рабин без паспорта выбрался из военной Москвы и отправился в только что освобожденную Латвию к тетке. Там он поступает в Рижскую академию художеств. Но учиться оказалось сложно. Жилья в городе не было. Ночевать приходилось прямо в здании Академии. В 1948-м Рабин решает вернуться в Москву, где знаменитый советский художник Сергей Герасимов принял его на второй курс Суриковского института. Правда, жизнь в столице оказалась не проще. Комнату родителей в коммуналке в Трубниковском переулке занимала его приемная сестра Лида со своей семьей. Пришлось ночевать на первых порах где придется, пока Оскар не устроился грузчиком на один из инструментальных заводов и не получил койку в общежитии. Из Суриковского Рабина исключили в 1949-м за формализм. Пришлось снова искать работу, чтобы прокормить теперь уже молодую семью. Устроиться удалось на строительство Северной водопроводной станции десятником по разгрузке вагонов. Там же дали и жилье – комнату в бараке в Лианозово. На станции Рабин проработал до 1957 года. Оскар Рабин. Улица в Нью-Йорке Первым учителем живописи для Оскара Рабина стал Евгений Леонидович Кропивницкий. К нему в студию при Доме пионеров Ленинградского района Оскар Рабин попал еще до своего отъезда в Латвию. После отчисления из института Оскар вернулся к своему наставнику, очень скоро ставшему и тестем. В 1950-м Оскар Рабин женился на дочери Евгения Леонидовича Валентине. В середине 50-х Кропивницкие и Оскар Рабин познакомились с художником Николаем Вечтомовым, жившим неподалеку, в поселке Северный. Из друзей Евгения Леонидовича, Рабина и Вечтомова вскоре сложился кружок единомышленников, чаще всего собиравшихся в бараке у Рабиных. По названию станции его очень скоро стали именовать Лианозовской группой или объединением. Что притягивало друг к другу художников и поэтов? Отношение к искусству, далекое от канонов социалистического реализма. При этом то, что делали лианозовцы, оставалось именно реализмом. Это была реальная жизнь, пропущенная через личность художника. Как утверждал сам Рабин, после смерти Сталина «жизнь, пробив асфальт и вылезая наружу, внешними формами и эстетическими направлениями не занималась. Важнее всего было понять и осознать свою человеческую личность, свою личную эстетику, личную способность к творческому выражению». Отказ от принципов соцреализма превращал художников лианозовского кружка в нонкомформистов с личной творческой свободой, но без официального признания. А это означало и отсутствие средств к существованию, и невозможность выставляться. Уволившись из системы МПС, Рабин перебивался случайными заработками, а первую возможность показать свои работы получил в 1957 году, когда к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве была организована выставка работ молодых советских художников и скульпторов. Участие и диплом выставки позволили Рабину устроиться работать на Комбинат декоративно-оформительского искусства. Но вот с возможностью выставляться было совсем плохо. Оскар Рабин. Неправда Участие в выставках – самый больной вопрос художников второй волны русского авангарда. Не имея официальной возможности выставлять свои работы, Оскар Рабин одним из первых стал устраивать показы в собственной квартире. Эти своеобразные вернисажи привлекали тогда внимание московской художественной интеллигенции. Рабин постепенно превращался в одного из ведущих художников-нонкомформистов. Его живописная манера сформировалась окончательно. Работы Оскара начали приобретать и иностранцы, интересовавшиеся советским авангардом. Одним из самых активных оказался английский арт-дилер Эрик Эсторик. В 1965 году он организовал персональную выставку картин Рабина в Лондоне. В конце 60-х в среде авангардных художников появилась идея устроить выставку работ непризнанных официально художников на открытом воздухе. Это не требовало согласования с властями города и московской организацией Союза художников СССР (МОСХ). В 1974 году с очередным планом такой выставки выступили Виталий Комар и Александр Меламид. Оскар Рабин и его друг Александр Глезер взялись за организацию вернисажа. 15 сентября 1974 года 20 художников вынесли свои работы на пустырь у пересечения Профсоюзной улицы и улицы Островитянова. Через несколько минут они были атакованы людьми в спецодежде в сопровождении техники, заявившим, что здесь начинаются работы по озеленению пустыря. В ход пошли бульдозеры. Картины вырывали и пытались поджечь. Все происходящее снимали на пленку корреспонденты нескольких зарубежных изданий. Так имя Оскара Рабина вошло в историю русского искусства. Оскар Рабин. Пейзаж на Монмартре Оскара Рабина лишили советского гражданства летом 1978 года. За год до этого у него начались проблемы с правоохранительными органами, которые всячески пытались привлечь его к уголовной ответственности за тунеядство. С постоянной работой у Рабина всегда были проблемы. Перебивался заказами на книжную иллюстрацию и тем, что получал, продавая свои картины. В итоге, посадить не посадили, но предложили выехать из Союза по туристической визе с женой и сыном. А в июне 1978 года появился Указ, лишивший Оскара Рабина и его родственников гражданства за деятельность «позорящую звание советского гражданина». Через 12 лет, в августе 1990 года гражданство было восстановлено. За эти годы у Рабина прошел с десяток персональных выставок в различных странах мира. Он утвердился в звании одного из сильнейших живописцев второй волны русского авангарда, чье творчество отложило яркий отпечаток на всю послевоенную живопись на 1/6 части суши. В нулевые годы, когда в России прошло несколько его персональных экспозиций, некоторые обозреватели отметили, что поменяли свою оценку творчества художника. Если раньше Рабин представлялся им слишком политизированным и малоинтересным живописцем, то теперь они охотно признали за автором картин, полных трагического экспрессионизма, право называться лучшим художником своего поколения. Сергей Анисимов