В пятницу, 26 апреля не стало советской и российской актрисы театра и кино, народной артистки СССР Элины Быстрицкой. Свою кинокарьеру она начала поздно, на пороге 30-летия. ОТР вспоминает лучшие роли Быстрицкой в кино. Фильм Фридриха Эрмлера - первая значимая работа Быстрицкой в кино. Во время съемок актрисе было 27 лет. В этой картине она сыграла доктора Елизавету Муромцеву, у которого просыпаются любовные чувства к пациенту Юрию Ершову (роль больного пациента, которому парализовало ноги сыграл Сергей Бондарчук). Быстрицкой не пришлось долго вживаться в роль медика. Она знала про эту профессию не понаслышке. С 13 лет была полевой медсестрой, потом окончила медицинский техникум. К тому же ее отец был военным врачом. Выйдя на экраны, «Неоконченная повесть» имела оглушительный успех и сделала профессию врача самой престижной в СССР. Многие годы в медучреждениях Быстрицкую принимали за свою коллегу. Пожалуй, самый главный кинообраз Быстрицкой - Аксинья в фильме Сергея Герасимова «Тихий дон» по одноименному роману Михаила Шолохова. Эта роль изменила всю ее жизнь, сделав ее звездой национального масштаба. Аксинья - это я Сыграть эту героиню актриса мечтала, еще будучи студенткой Киевского театрального института. Но увы, педагоги примеряли на 20-летнюю Быстрицкую лишь образы из романтических комедий. Прошло десять лет и Элина Быстрицкая стала известной актрисой, одной из самых красивых женщин советского «Голливуда». Узнав о съемках «Тихого Дона», не теряя времени, она сама позвонила Герасимову и сказала: «Аксинья - это я». В результате ее героиня покорила сердца миллионов советских зрителей. По мнению критиков Быстрицкая воплотила на экранах идеальный образ казачки. В картине (реж. группа: Людмила Штогранко, Николай Засеев-Руденко, Ксения Ковалева) Быстрицкая исполнила главную роль состоятельной женщины Элеоноры. Будучи 20-летней девушкой, она стала свидетельницей страшных событий в местечке Бабий Яр 29 сентября 1941 года. На ее глазах погибла вся ее семья. Спустя 60 лет Элеонора возвращается на место, где произошло одно из самых страшный преступлений ХХ века (в Бабьем Яре фашистами за один день было расстреляно 34 тыс. евреев). Этот фильм не получил кинонаград и признания у критиков. Но Быстрицкая, много лет не появлявшийся на экране, напомнила о себе, как о талантливой драматической актрисе. «Всю жизнь я слышу отчаянный крик своего сыночка. Всю жизнь я вижу себя на краю обрыва с ребенком на руках. И офицера СС с пистолетом. Он целился в меня, а попал в Эмика. Мне трудно поверить, что я пережила этот ад и осталась жива», - произносит героиня Быстрицкой, будучи уже пожилой женщиной, стоя на краю Бабьего Яра. В этот момент режиссер показывает крупный план глубоких, полных отчаяния, но таких красивых глаз актрисы. Над ними не властно время, невзгоды и тревоги. Своими еврейскими корнями Быстрицкая всегда гордилась. Она сама пережила войну. Возможно поэтому монологи Элеоноры в «Бабьем Яре» стирают границу экранного повествования и личной трагедии актрисы. Ей веришь. Ей сочувствуешь и ей восхищаешься.