Фото: Красильников Станислав/ ТАСС 28 марта (17 марта по ст. стилю) 1776 года российская императрица Екатерина Великая своим указом даровала губернскому прокурору Петру Васильевичу Урусову "привилегию" "содержать…театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады". Привилегия была выдана сроком на 10 лет и подразумевала создание и содержание оперно-драматической труппы. С этого момента ведет отсчет своей истории Большой театр – главный театр страны и один из лучших театров оперы и балета в мире. Английский след на сцене Большого Для князя Урусова содержание театральной труппы оказалось делом обременительным, поэтому скоро он пригласил себе в компаньоны обрусевшего англичанина Майкла (Михаила) Меддокса – театрального антрепренёра, эквилибриста и механика. Под руководством Меддокса для театра было построено первое здание на правом берегу реки Неглинной. Здание выходило на Петровскую улицу, поэтому театр получил название Петровский. Здание Петровского театра. Архитектор Розберг В 1786 году Меддокс продлил привилегию на собственное имя. Но и у него с экономикой возникли серьезные проблемы: англичанин не вылезал из долгов. Поэтому, когда срок привилегии в 1796 году истек, было решено передать театр Опекунскому совету. Окончательно со статусом театра удалось определиться только к 1805 году. Тогда в Москве по образу и подобию петербургской была создана театральная дирекция, через год объединившаяся с дирекцией северной столицы. А театр обрел статус императорского. Стройки, растраты, пожары – все как обычно Первое театральное здание, обустроенное Урусовым, сгорело еще до открытия театра. Уже по заказу Меддокса в 1776 году архитектор Христиан Розберг начал строительство нового кирпичного здания. Фасадом оно выходило на Петровскую улицу. Театральный зал вмещал около тысячи зрителей. Открылось новое помещение театра 30 декабря 1780 года и обошлось Меддоксу в 130 тысяч рублей серебром, превысив первоначальную смету строительства на 50 тыс. (более 60%). Здание затем достраивалось и простояло до 1805 года, когда 8 октября его почти полностью уничтожил пожар. Труппа, оставшаяся без помещения, несколько лет скиталась по частным театрам Москвы, пока в 1808 году не переехала в новое деревянное здание, построенное архитектором Росси на Арбатской площади. Но и это здание уничтожил пожар 1812 года. Здание Большого театра. Архитекторы Михайлов, Бове Наконец, в 1816 году московские власти объявили конкурс на проект нового здания. Победителем  стал профессор императорской Академии художеств Андрей Михайлов. Но его проект затем поручили переработать Осипу Бове. Здание, построенное Бове, с портиком и колесницей Аполлона открылось в январе 1825 года, а сгорело уже 11 марта 1853 года. Пожар Большого театра. 1853 год Восстановительные работы продолжались три года под руководством Альберта Кавоса, который несколько увеличил высоту здания и переработал декор фасадов. Театр восстановили, но его судьба легче не стала. Еще до конца XIX века ему пришлось пережить несколько серьезных изменений. Самое главное - замена фундамента. Из-за особенностей грунта здание театра поставили на сваи, которые со временем начали гнить. Здание давало осадку. Серьезные работы по укреплению полукольцевой стены зрительного зала проводились в театре и в 1921-1923 годах. А спустя почти 80 лет в Большом началась масштабная реконструкция. Шесть лет реконструкции В июле 2005 года начались грандиозные работы на Театральной площади, продолжавшиеся шесть лет. Все эти годы труппа репетировала и давала спектакли на сцене филиала, который был открыт там же на Театральной площади в 2002 году. По сути, в ходе строительных работ были сохранены только несущие стены и фасад. Под зданием выкопали котлован, глубиной до 30 метров. В новой подземной части театра были размещены концертный зал и новые репетиционные и служебные помещения. Полезная площадь увеличилась в два раза. Реконструкция здания Большого театра. Фото ИТАР-ТАСС/ Юрий Машков Стоимость работ за эти годы тоже возросла в несколько раз (Счетная Палата в одном из своих докладов утверждала, что в 16). В сентябре 2009 года СК России возбудил уголовное дело по факту необоснованного расходования средств. В марте 2011 года министр культуры Александр Авдеев говорил, что стоимость реконструкции превысила 20 млрд рублей. В феврале 2012 года Счетная Палата назвала окончательную цифру – 34,5 млрд. И все-таки историческое здание Большого театра было открыто 28 октября 2011 года большим гала-концертом. Управляющие, дирижёры, балетмейстеры Историю Большого театра отслеживают не только по строительным и восстановительным работам, но, в первую очередь, по тем личностям, которые оставили в ней самый глубокий след. Алексей Николаевич Верстовский И первой в этом списке значится фамилия управляющего Московской театральной конторой с 1842 по 1859 годы Алексея Верстовского. Алексей Николаевич был не только выдающимся русским композитором, но и замечательным театральным деятелем. И годы, в которые он по должности имел отношение к Большому театру, вошли в историю как "эпоха Верстовского". Он оказывал огромное влияние на формирование репертуара театра и приглашение исполнителей. Вплоть до 20-х годов XX века на сцене Большого выступало большинство звезд русской оперной сцены: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова. А затем начинается эпоха выдающихся дирижеров и режиссеров. 20-е – 40-е годы прошлого века – время, когда в Большом царили такие дирижеры, как Николай Голованов и Самуил Самосуд. Затем им на смену пришли Марк Эрмлер, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Альгис Жюрайтис. Геннадий Николаевич Рождественский. Фото :Савастьянов Владимир/ ТАСС В 1964 году руководить балетной труппой Большого был приглашен Юрий Григорович, поставивший на его сцене в течение тридцати лет свои главные спектакли. Выдающийся режиссер оперных постановок театра Борис Покровский работал в Большом более сорока лет. Скандалы Большого Большой театр никогда не обходился без интриг и скандалов. Последние десятилетия были богаты на подобные события. Москва. Большой театр. Главный дирижёр Александр Лазарев (слева) и главный балетмейстер Юрий Григорович дают интервью журналистам во время конфликта с администрацией театра. Фото: Коньков Александр/ ТАСС В начале 1995 года подошел к кульминации конфликт тогдашнего директора ГАБТа с руководителем балетной труппы Юрием Григоровичем. Григорович, который в 70 и 80 –е годы весьма авторитарно обходился со звездами советского балета – Майей Плисецкой, Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым, Марисом Лиепой – на это раз был вынужден уйти. Часть балетной труппы, не согласная с таким решением руководства, устроила забастовку, сорвав премьерный показ балета "Ромео и Джульетта". Конфликт закончился в суде, который признал забастовку незаконной. В начале нулевых много шума наделало увольнение из театра Анастасии Волочковой и Николая Баскова. И балерина, и певец, в общем-то, никогда не блистали на сцене главного театра страны. Но их "раскрученность" в СМИ привлекла повышенное внимание публики к этому рядовому решению администрации. Но самым топовым оказался скандал, вспыхнувший сразу после завершения реконструкции Большого. В ноябре 2011 года с критикой проведенных работ выступил ведущий солист балетной труппы театра Николай Цискаридзе. Через несколько месяцев появилось письмо деятелей культуры президенту Путину с предложением уволить тогдашнего директора Большого Анатолия Иксанова и назначить на его место Цискаридзе. Художественный руководитель балета Большого театра Сергей Филин  после выписки из 36-й клинической больницы. Фото: Карпов Сергей/ ИТАР-ТАСС 17 января 2013 года было совершено нападение на руководителя балетной труппы театра Сергея Филина. Неизвестный плеснул ему в лицо кислотой. Следствие быстро нашло исполнителей и заказчика нападения. Им оказался артист балета Большого Павел Дмитриченко. Но сам Филин и директор театра Иксанов не исключали, что к нападению имел отношение и Цискаридзе, с которым у Филина был конфликт. В результате, в июле 2013 года артист покинул театр. Сергей Анисимов