Народный артист РФ Николай Караченцов в роли светлейшего князя Александра Меньшикова в спектакле "Шут Балакирев" по пьесе Григория Горина 26 октября умер народный артист Российской Федерации Николай Караченцов. Вот список его работ в театре и кино, записанных песен, озвученных мультфильмов и дублированных зарубежных кинокартин. И, знаете, оказывается, что Караченцов никогда не играл слабаков. Не думаю, что это случайность. Просто не позволял характер. Сам актер как-то заметил, что в его трудовой книжке всего пару записей. В 1963 году поступил и в 1967-м закончил Школу-студию МХАТ. И в том же году принят на работу в театр имени Ленинского комсомола. Вот и все. Почему решил стать актером? А кем же еще. Мама – балетмейстер Янина Евгеньевна Брунак – часто брала сыны за кулисы. Вот только очень не хотела, чтобы Коля занимался балетом. Поэтому отдала его в секцию прыжков в воду. В этом виде спорта спортсмены проводят в гимнастическом зале времени больше, чем в бассейне. Отсюда у Караченцова хорошая растяжка и пластика. В 1973 году в театр, в котором обладатель красного диплома мхатовской школы Николай Караченцов трудился уже 6 лет, пришел новый режиссер Марк Захаров. А через год ему потребовался исполнитель главной роли в новом спектакле «Тиль» - пьесе Григория Горина, написанной по роману Шарля де Костера. Причем исполнитель синтетический: яркий, хорошо двигающийся, музыкальный. Захаров выбрал Караченцова. Караченцов выбрал судьбу. Николай Караченцов в роли Тиля Уленшпигеля в спектакле "Тиль" по пьесе Г. Горина Фото: Виталий Арутюнов/ РИА Новости Успех был ошеломляющий. Острые реплики, яркие зонги и сумасшедшая энергетика исполнителя роли Тиля Уленшпигеля превратили постановку в главное событие театральной жизни столицы. Марк Захаров понял, какой материал оказался у него в руках. И теперь, когда у режиссера появлялся замысел некоего яркого действа, он знал, кого будет задействовать в одной из главных ролей. Так в репертуаре Николая Караченцова появились роли Смерти и Главаря рейнджеров в рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». А в 1981 году Захаров поставил «Юнону и Авось». Актеры Николай Караченцов и Елена Шанина в сцене из спектакля "Юнона и Авось" Фото: Юрий Абрамочкин/ РИА Новости Этот спектакль вошел в историю российского театра. Роль Николая Рязанова – одна из лучших театральных работ Караченцова. Но спектакль стал особенным для актера еще и потому, что работа потребовала от него серьезной вокальной подготовки. Петь Караченцов всегда любил и «запел» уже в 1977 году, снимаясь у Яна Фрида в «Собаке на сене». Но в театре все было совсем по-другому. За актера взялся Павел Смеян, в то время вместе со своей группой работавший в театре Ленинского комсомола. С этого момента Караченцов запел уже окончательно и бесповоротно. Сам Николай Караченцов считал, что в кино его по-настоящему разглядели только после ленкомовского «Тиля». Хотя до этого спектакля он уже успел сняться несколько раз. Но в 1975-м у актера появилась первая, действительно удачная киноработа. Режиссер Виталий Мельников пригласил его на роль Владимира Бусыгина в «Старшем сыне». Вампиловская пьеса потребовала от Караченцова других красок, и выяснилось, что он может справляться и со сложным психологическим рисунком. Советский кинематограф внезапно открыл для себя актера Караченцова. Открыл и полюбил с необычной силой. За следующие 15 лет он переиграл роли в почти 50 картинах: от фильмов для детей до костюмных мюзиклов. Военные и производственные драмы, лирические комедии, исторические боевики. Караченцов мог играть все-что угодно, за единственным исключением. Он никогда не исполнял роли слабых, неуверенных в себе людей. Тот же Васька Ходос из «Белых рос» может казаться трогательным в своем отношении к жене и дочке, но отнюдь не слабым. Яркая характерная выразительность использовалась кинорежиссерами, с удовольствием приглашавшими Караченцова на роли в комедиях. Поэтому особенно часто зрители среди своих любимых ролей актера в кино вспоминают все того же Ваську в «Белых росах», гангстера Урри в «Приключениях Электроника», Билли Кинга из «Человека с бульвара Капуцинов», Родиона Кирюхина в «Чокнутых». Николай Караченцов и Андрей Миронов на съемках художественного фильма "Человек с бульвара Капуцинов". Фото: Галина Кмит/ РИА Новости Роль Билли из картины Аллы Суриковой о первых страницах истории мирового кинематографа подтвердила еще раз факт, что актер Караченцов ко всем своим достоинствам мог прибавить и отличную физическую подготовку. Он очень часто самостоятельно исполнял весьма сложные трюки в картинах, в которых участвовал. Думается, что именно из-за совпадения образов его стали приглашать на озвучание фильмов с участием Жан-Поля Бельмондо. В фильмографии Караченцова таких работ набралось 7, включая культовые «Чудовище» и «Профессионал». Все, кто знал Николая Караченцова до 2005 года всегда отмечали его необыкновенную энергию. Он играл в театре, много снимался даже в 90-е, активно участвовал в различных проектах. Был председателем жюри фестиваля актерской песни имени Андрея Миронова. Избирался секретарем Союза театральных деятелей России. Являлся академиком Российской академии кинематографических искусств «НИКА. Вместе с друзьями создал и руководил школой искусств. А еще записывал диски и аудиокниги, играл в теннис. Народный артист России Николай Караченцов с внуком Петром и супругой Людмилой Поргиной Фото: РИА Новости Но в феврале 2005 года случилась та самая автоавария, после которой актеру уже не удалось полностью восстановиться. Это было чрезвычайно несправедливо. Человека, от которого энергия исходила мощными волнами, как будто с размаху припечатали к земле. Может быть поэтому его жена, актриса Людмила Поргина все эти годы пыталась как-то выводить его «в люди», справедливо полагая, что нельзя запирать такого человека в четырех стенах квартиры или больничной палаты. Они боролись все эти 13 лет. Наверное, поэтому их и оказалось целых 13. Сергей Анисимов