Нужны деньги и армия психологов: Как предупредить подростковые бойни

Алексей Мальгавко/ РИА Новости

Спустя два дня после расстрела студентов керченского политехнического колледжа их сокурсником, продолжается обсуждение возможных причин произошедшей трагедии и способов предупреждения подобных событий в будущем. По этому поводу высказался даже президент страны. Владимир Путин, в частности, увидел истоки случившегося в глобализационных процессах, происходящих в мире, и в разрастающемся влиянии социальных сетей. Но эта точка зрения далеко не единственная.

Политик, охранник и психолог

Пресс-центр «Национальной службы новостей» пригласил журналистов обсудить случившееся с экспертами, которых представляли экс-депутат Госдумы и активный участник движения «Право на оружие» Роман Худяков, президент ассоциации «Школа без опасности» Сергей Саминский и президент Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолий Северный.

Партийная принадлежность все-таки накладывает определенный отпечаток. Особенно на манеру выступать и общаться с прессой. В случае с Худяковым его принадлежность, хотя уже и бывшая, к ЛДПР читается ясно. Поэтому и в оценках произошедшего он был крайне категоричен, обвинив государство в нежелании или неспособности создать в стране эффективную систему безопасности учебных заведений.

В качестве примера политик привел Германию, в которой, по его словам, эти объекты охраняются строже, чем военные базы. По крайней мере, арочные металлодетекторы есть везде, и пронести в школу огнестрельное оружие невозможно.

Сергей Саминский, представляющий ассоциацию, в которую входят охранные предприятия, работающие с учебными заведениями, был не столь категоричен. На его взгляд в России есть города, где существует достаточно эффективная система охраны школ и вузов. Но, естественно, не везде.

А Анатолию Северному пришлось подробно объяснять представителям прессы, можно ли заранее вычислять людей, склонных к агрессии. И, как выяснилось, эта проблема тоже не относится к разряду неразрешимых.

Все дело в отсутствии системы

Все выступающие в итоге сошлись в том, что главным препятствием на пути создания эффективной системы обеспечения безопасности учебных заведений является отсутствие системных усилий со стороны государства. Сергей Саминский даже несколько удивил собравшихся журналистов, сообщив им, что в России с октября прошлого года действует постановление правительства №1235 «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации», где достаточно подробно прописаны необходимые для этого мероприятия. Но беда, по мнению эксперта, заключается в том, что финансирование этой программы переложено на плечи региональных бюджетов. И там, где деньги есть, например, в Москве или Новосибирске – дела обстоят относительно неплохо. Но в большинстве регионов – и Керчь явно в их числе – денег на эти мероприятия почти не выделяют.

Конечно, руководителя ассоциации «Школа без опасности» можно заподозрить в саморекламе. Но, по его словам, наработки, сделанные этой структурой, позволяют достаточно эффективно выявлять лиц, готовящих противоправные действия.

Сергей Саминский продемонстрировал ориентировку для работников стационарных постов охраны образовательных организаций, разработанную на основе анализа поведения так называемых «колумбайнеров». Ее создатели фокусировались на особенностях поведения таких подростков. Например, было установлено, что в большинстве случаев они никогда не появлялись в школах к началу занятий. Поэтому ориентировка, которой сейчас пользуются охранники московских школ, требует обязательного тщательного досмотра всех опоздавших учащихся. Как уверяет Саминский, за последний год в Москве было предотвращено 15 попыток проноса в образовательные учреждения ножей, травматического оружия, бутылок с зажигательной смесью.

В Госдуме предложили повысить возраст продажи оружия и ужесточить выдачу разрешений. Почему в 18 лет сегодня можно запросто купить ружьё и патроны? Гость в студии - член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Смотрите сегодня в 18.00 в программе «Отражение» на канале ОТР.

Где армия детских психологов

Особый интерес журналистов вызвал вопрос о психическом состоянии керченского стрелка и мотивах его поведения. Но эксперты объяснили, что пока информации, обращающейся в общем доступе, недостаточно для того, чтобы делать заключение.

В чем разошлись Роман Худяков и Сергей Саминский, так это в оценке того, действовал ли Владислав Росляков в одиночку, или керченскому стрелку кто-то помогал. Экс-депутат настаивал на том, что сам учащийся вряд ли бы смог без чьей-то помощи обзавестись оружием и подготовить несколько взрывных устройств. Саминский же убежден, что сейчас в Сети легко можно найти подробные инструкции по подготовке таких акций.

А вот можно ли было вычислить готовившего атаку Рослякова по каким-то особенностям поведения? Психолог Анатолий Северный убежден, что можно. Но для этого он должен был попасть в поле зрения специалистов. Вряд ли мать учащегося могла самостоятельно обнаружить в поведении сына что-либо подозрительное. Вот только и здесь необходима настоящая система мониторинга поведения подростков. Анатолий Северный не согласился с Романом Худяковым, помянувшим добрым словом школьных психологов. Президент Ассоциации детских психиатров и психологов убежден, что один специалист бессилен отследить изменения поведения нескольких сот учащихся. Нужна целая армия психологов, нужны методики и технические средства, которые смоли бы помочь специалистам в этой работе.

И, как это часто бывает, все уперлось в нехватку средств и в недостаток желания чиновников навести порядок в такой важной области, как безопасность российских детей и подростков. Гораздо проще окажется ввести, как и предлагает Роман Худяков, уголовную ответственность за выдачу фальшивых справок, дающих возможность получать лицензию на огнестрельное оружие. Закон издать ведь гораздо проще, чем найти деньги и заставить работать тех, кто по должности отвечает за безопасность российских образовательных учреждений.

Сергей Анисимов

Материал опубликовал: Сергей Анисимов