Она не взлетела

В субботу 23 сентября в московском аэропорту Домодедово было задержано 15 рейсов авиакомпании "ВИМ-Авиа".  В воскресенье задержки продолжились. В понедельник должно было вылететь 19 рейсов, но днем было отправлено только шесть - остальные либо отменены, либо задержаны. То, что положение серьезное, стало понятно уже не только специалистам отрасли авиаперевозок.

Что такое "ВИМ-Авиа"?

Основанная в октябре 2002 года авиакомпания, базируется в московском аэропорту Домодедово и входит в холдинг "ВИМ-Авиа" совместно с авиакомпанией "Русское небо" (ранее в неё также входили авиакомпании "Башкортостан", "РусЭйр", "Карат"). Название получила по инициалам своего основателя и первого генерального директора Виктора Ивановича Меркулова (ВИМ), скончавшегося 17 октября 2006 года на 70-м году жизни. На данный момент владельцами 100% долей авиакомпании "ВИМ-Авиа" являются Рашид Мурсекаев и его супруга Светлана Мурсекаева. По данным источника Airfleets.net, в парке компании насчитывается 23 активно использующихся воздушных судна производства Boeing и Airbus. Средний возраст авиапарка – 19 лет. В 2016 компания перевезла более 2 миллионов пассажиров.

Что происходит?

В выходные после первых сообщений о задержках рейсов специалисты в качестве причины называли накопившуюся задолженность авиакомпании перед организациями, поставляющими перевозчику авиатопливо. Только в Домодедово, по данным источников, компания задолжала порядка 500 млн. рублей.  В понедельник совладелец "ВИМ-Авиа" Рашид Мурсекаев заявил, что в компании "тяжелая экономическая ситуация": закончились оборотные средства, финансирование заморожено, приостановлено обслуживание в аэропортах. Тревожные сигналы по поводу "ВИМ-Авиа" поступали и раньше, но касались, в основном, чартерных рейсов компании.  Так в начале июня 2017 года она уже отменяла их  на две недели, мотивируя это сбоем, который, якобы, произошел из-за задержки планового техобслуживания трех воздушных судов. Сейчас же выясняется, что "ВИМ-Авиа" накопила долги по зарплате перед своими сотрудниками, а также перед лизинговыми компаниями и банками.

Что дальше?

В понедельник 25 сентября "ВИМ-Авиа" объявила о приостановке своей чартерной программы полетов. По оценкам разных источников, сейчас на чартерные рейсы компании уже продано порядка 80-140 тыс. билетов. Кто будет вывозить туристов, находящихся сейчас за границей (их около 43 тысяч), по всей видимости,  решать Росавиации. К вечеру понедельника, 25 сентября, стало известно, что Следственный Комитет возбудил уголовное дело по подозрению в хищении денежных средств пассажиров должностными лицами авиакомпании. Дело возбуждено по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Следствие считает, что должностные лица "ВИМ-Авиа" продолжали продавать авиабилета на рейсы, зная о том, что у авиакомпании недостаточно средств для закупки топлива. За счет продажи билетов было получено более 1 млн рублей.

Собственники "ВИМ-Авиа" обратились в правительство с просьбой предоставить ей финансовые гарантии по кредитам и ввести внешнее управление. Но будет ли государство спасать авиаперевозчика?

Сергей Анисимов


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Она не взлетела
Помочь ОТР