Фото: Геннадий Соловьев/ Фотобанк Лори Если вы собрались отдохнуть за рубежом, то для вас есть одна неприятная новость – российский турбизнес снова не в порядке. Его представители пока пытаются успокоить клиентов, заверяя, что это - не повторение масштабного кризиса 2014 года. Но говорить одно, а своими деньгами рискует простой обыватель. Поэтому, попробуем разобраться в том, что происходит и что делать. Если коротко, то происходит следующее. 14 июня о приостановке своей деятельности заявил туроператор Polar Tour.  Вслед за ним 22 июня закрылась туроператорская компания «Матрешка-Тур». 29 июня стало известно, что туроператор «Натали Турс», работавший на рынке с 1992 года, испытывает серьезные финансовые трудности и снимает некоторые чартерные программы.  4 июля глава компании Владимир Воробьев сообщил, что «Натали Турс» аннулирует все проданные туры с 4 июля по 30 сентября из-за невозможности контролировать условия их реализации. А за день до этого о своем уходе с туристического рынка объявил еще один из старейших туроператоров страны DSBW-Tours. В четверг на пресс-конференции исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе попыталась успокоить журналистов, объяснив, что и «Натали Турс», и DSBW, и питерский туроператор «Аврора БГ», чьи клиенты также оказались в числе не сумевших воспользоваться оплаченными услугами, - это менее 1 процента от объема российского рынка выездного туризма. Поэтому не корректно говорить о каком-то всеобъемлющем кризисе. Но директор Департамента культуры правительства России Петр Скороспелов все же встретился с главой Ростуризма Олегом Сафоновым, чтобы обсудить с ним ситуацию. А некоторые депутаты уже озаботились подготовкой законопроектов, призванных улучшить работу отрасли.  Туризм, точнее услуги по его организации, как разновидность предпринимательства ведет отсчет своей истории с туристического агентства Томаса Кука, созданного им в 1841 году. Смысл всего предприятия заключается в том, что туроператор, заранее закупая оптом места в гостиницах, самолетах и на других видах транспорта, получает солидную скидку, из которой и формируется его прибыль. Но для этого все купленное туроператор должен реализовать потребителю. Если он ошибся в расчётах, и желающих воспользоваться его услугами оказалось меньше, то его бизнес терпит убытки. Убытки можно возместить, если дальше конъюнктура улучшится. Но если этого не происходит, потери начинают накапливаться, растут долги перед кредиторами, гостиницами, авиакомпаниями и другими партнерами. Наступает коллапс бизнеса. Как рассказывает Ломидзе, проблемы у того же «Натали Турс» и DSBW начались три года назад. Туроператоры периодически то не могли отправить свои группы, то у их туристов возникали проблемы с заселением в отели, которым туроператоры не спешили переводить деньги за проживание. Но компании боролись, пытаясь преодолеть темную полосу в своем развитии. Не получилось. Последней каплей, по-видимому, стало произошедшее в апреле очередное ослабление рубля, которое сильно повлияло на россиян, решавших, где отдохнуть этим летом – за рубежом или дома. По подсчетам АТОР, которые совпадают с информацией самих компаний, число пострадавших клиентов DSBW составляет около тысячи человек. Из них 250 находились за рубежом на отдыхе. Майя Ломидзе подтвердила, что все они смогут беспрепятственно вернуться домой. У «Натали Турс» за границей отдыхало порядка 3500 человек. Некоторым пришлось повторно оплатить свое проживание в отелях. Количество таких туристов составляет менее 10 процентов от их общего числа. Всем пострадавшим - и тем, кто успел выехать, и тем, кто не смог этого сделать – придется обращаться за возмещением ущерба. Российское законодательство предусматривает для этого обязательное страхование туроператорами гражданской ответственности перед своими клиентами за оказываемые услуги.  Сумма страхового покрытия на данный момент составляет 22 млрд рублей. Всего же, по подсчетам специалистов АТОР, «Натали Турс» было продано около 10 тыс. путевок на период до конца сентября. Для помощи тем туристам, которые оказались на отдыхе без оплаченных билетов и отелей, в октябре 2013 года была создана Ассоциация «Турпомощь». На базе ассоциации ее члены – а это Центробанк РФ, Ростуризм, Федеральное агентство воздушного транспорта, МИД, Российский союз туриндустрии и ряд туристических компаний - сформировали два фонда: резервный и персональной ответственности, суммарный объем которых превышает 1 млрд рублей. Но оказывать помощь попавшим в беду соотечественникам «Турпомощь» может только в том случае, если туроператор официально заявит о прекращении своей деятельности, как это сделал DSBW. А вот приостановка деятельности, как в случае с «Натали Турс», не дает права воспользоваться средствами фондов. Видимо, владельцы компании рассчитывают продолжить свой бизнес, и предполагают решить проблемы с клиентами самостоятельно. Заниматься организацией своего отдыха самостоятельно. Искать и оплачивать авиабилеты и гостиницы, оформлять визы, искать трансфер из аэропорта в отель и обратно. Но все это хлопотно и заметно дороже, чем купить готовый тур у туроператора или туристического агентства, через которые большинство компаний на рынке продает свой продукт. Поэтому, если вы решили воспользоваться услугами профессионалов, вам придется внимательно их контролировать. Не поленитесь выяснить, с кем вы имеете дело. Изучите сайты турагентства и его туроператора. Спросите и, главное, проверьте, в какой страховой компании туроператор страхует свою ответственность перед клиентами. Посмотрите сайт АТОР или, например, такой интернет-ресурс, как www.tourdom.ru. Там можно найти интересную информацию об участниках туристического бизнеса и их проблемах. Вам придется внимательно читать и, самое главное, добиваться, чтобы в тексте договора, который заключается с турагентством, были подробно прописаны приобретаемые вами услуги и ответственность компаний в случае их ненадлежащего выполнения. Бдительность, и еще раз бдительность. Ведь спасение отдыхающих, к сожалению - дело рук самих отдыхающих. Сергей Анисимов