Популярное сейчас слово «перформанс» едва ли кто-то берется переводить на русский язык. Его используют для обозначения разного рода акций и выступлений, которые чаще всего имеют политическую или социальную направленность. Может показаться, что идея шокировать людей малопонятными действиями относительно нова, однако это не так. 3 декабря 1913 года. На сцене Петербургского театра «Луна-парк» выступает целый хор исполнителей, среди которых всего два профессиональных певца, остальные — актеры-любители и студенты. Они поют песни на неведомом языке под аккомпанемент расстроенного фортепиано. Исполнители одеты в картонные костюмы абстрактной геометрической формы — их, равно как и декорации, создал Малевич. Это футуристическая опера «Победа над Солнцем», которую поставили поэт Алексей Кручёных, композитор Михаил Матюшин и художник Казимир Малевич. Постановка оказалась одной из самых провокационных в XX веке. Матюшин так вспоминал о премьере: «В день первого спектакля в зрительном зале все время стоял „страшный скандал“. Зрители резко делились на сочувствующих и негодующих». Эту постановку нельзя назвать перформансом в прямом смысле слова — по форме она больше напоминала спектакль. Однако «Победа над Солнцем» была провозвестником освобождения искусства и самой жизни от условностей, борьбой с пережитками. Поэтому футуристов называют одними из прародителей перформанса. Как отдельное направление искусства перформанс возник в 1960-х годах. Тогда эти провокационные действия начали выходить за рамки спектаклей. В 1975 году появляется арт-группа «Гнездо». Первая их акция прошла во время выставки на ВДНХ. Трое молодых художников сидели в гигантском гнезде с табличкой «Тише. Идет эксперимент». Акция называлась «Высиживатель духа». Однако новая волна акций, осмысляющих политическую ситуацию и по-настоящему привлекающих аудиторию, пришла после распада Советского Союза. Именно тогда Олег Кулик разделся догола, надел ошейник и перевоплотился в человека-собаку. Это действо символизировало новый образ русского с точки зрения европейца — нашего гражданина видели, как дикого и неполноценного варвара. В этом образе Кулик прославился настолько, что спустя двадцать с лишним лет при встрече с ним люди лают, а также стал прототипом героя шведского фильма «Квадрат» — номинанта на «Оскар-2018» и лауреата Каннского фестиваля. В своем недавнем интервью Кулик рассказал о появлении и воплощении идей, да и в общем о становлении российского акционизма, поскольку был одним из его главных деятелей: «Акционизм ведь не мы придумали, мы его ввели в Россию, но мы же понимали, что мы работаем с уже существующей традицией и формой. Однако мы смогли ее по-новому интерпретировать. Начались задержания, скандалы, когда где-то и в чем-то мы переходили границы». Позднее Кулика и Александра Бренера, который ему помогал, позвали в Цюрих, где они перекрыли масштабную выставку мировых арт-звезд. Им подыграла и полиция — привезла клетку. Кулик провоцировал самую разнородную публику. Однажды он резал живую свинью в галерее, в другой раз изображал Христа-мутанта с копытами вместо рук на Даниловском рынке. Его коллега Бренер был чуть более сдержанный в плане использования собственного тела и сакральных символов: он как-то пришел на Красную площадь с двумя парами боксерских перчаток, залез на Лобное место и кричал в мегафон, вызывая Ельцина на честный бой. Видимо, чтобы решить, кто в стране будет главный. Несмотря на то, что акционизм в 90-х имел некий политический оттенок, он все же встречался не у всех его представителей. Они скорее тяготели к морали и человеческим чувствам. К примеру, российский художник Авдей Тер-Оганьян рубил топором иконы в рамках своего перформанса «Юный безбожник». А на рубеже советской и российской эпох Анатолий Осмоловский, руководитель группы «ЭТИ», организовал акцию против закрепления запрета на употребление ненормативной лексики в общественных местах. В 1991 году Красная площадь активно использовалась как место самовыражения по самым разным поводам. Поэтому нецензурное слово из трех букв появилось именно там. Выложено оно было из человеческих тел. Современностью в рамках изучения явления перформанса можно считать уже прошедшие годы XXI века. С начала 2000-х акционизм в России, то есть протестное искусство, принимает иные очертания. Теперь он более продуманный и делится на несколько форматов: конкретно перформансом называют спланированный сюжет, который демонстрирует бессознательную сторону психики человека; импровизационное выступление с активным участием зрителей — хеппенингом (от английского happen — случиться); арт-действо, практически слившееся с реальностью — энвайронментом (с английского «окружающая среда»); демонстрацию композиции, созданной из бытовых предметов — инсталляцией; а в случае, когда тело выполняет роль холста — боди-артом. Постепенно осмысление новой ситуации, популярное в 90-х, уступило место критическим политическим жестам: главным событием нулевых стала арт-группа «Война» и ее акция, проблематизирующая отношения власти и общества в «новой» России с помощью изображения мужского полового органа на мосту напротив здания ФСБ в Петербурге. Первая акция арт-группы прошла в мае 2007 года, когда активисты закидали столичный McDonald’s кошками. Позднее они вешали в «Ашане» гастарбайтеров и гомосексуалистов, посвятив перформанс мэру Москвы Юрию Лужкову, и даже устраивали поминки по поэту Пригову в вагоне метро. Еще один активный представитель искусства перформанса в России (хотя зачастую его деятельность называют «акциями», которые имеют некие последствия) — Петр Павленский. В октябре 2014 года он, сидя обнажённым на заборе института психиатрии им. Сербского в Москве, отрезал себе ножом мочку правого уха. По его словам, он протестовал против использования психиатрии в политических целях. «Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Возвращая использование психиатрии в политических целях — полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием». В сентябре 2018 года на улицах Москвы стала появляться обмотанная полиэтиленовой пленкой клетка, в которой, зачастую в неестественной позе и с торчащими наружу руками и ногами, находилась художница-активистка Катрин Ненашева. На клетке видела табличка с надписью: «В этой клетке тело. Тело, которое пытали». Эта акция была приурочена к персональной выставке девушки «Груз 300» в государственной галерее на Солянке. На ней она собрала истории людей, когда-либо в своей жизни сталкивавшихся с пытками. В интервью она рассказала, что анонс выставки был на сайте мэра Москвы, однако затем пропал. Словно его зацензурировали. К тому же выставку сначала перенесли, а потом и вовсе отменили. Поэтому художница решила привлечь к ней внимание таким необычным способом. Катрин считает, что ее акция — это возможность для обычных людей, проходящих по улице, получить конкретный опыт: «В этой практике очень важен факт свидетельствования, ведь у пыток обычно нет свидетеля. И если бы человек пришел на выставку и стал участником перформанса, у него была бы миссия стать свидетелем переживания, чего не хватает людям в ситуации пыток». Недавно необычный перформанс, даже серию, устроил Арсений из Самары. В первый раз он накрыл стол на четвертом этаже снаружи дома. Работа «Вредитель ли?» — про общество, которое покупает квартиры «в муравейниках, обременяя себя ипотекой на полжизни». «И панельки, и ковры — типовые, как и фото на их фоне, поэтому мы решили изобразить типовой квадратный метр, но на высоте и на стене здания». Во второй раз мужчина обратил внимание россиян (или, скорее, властей, ответственных за инфраструктуру) на проблему недоступности городской среды для людей с инвалидностью. «Я собирательный образ российского гражданина. На 8.5 процентов население состоит из людей различных групп инвалидности. Это 12.5 млн человек! Но их нет на улицах». С течение времени перформанс из вида искусства, где авторы используют своё тело для передачи каких-то идей, трансформировался в нечто, имеющее прежде всего политический и социальный оттенок. Каждый из акционистов использует свой метод: у кого-то это радикализм и самоистязание, а кто-то — сторонник более оригинальных подходов, как тот, что использует Арсений.