Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин Фото:Алексей Никольский/ РИА Новости
В среду в «Российской газете» появилась статья председателя Конституционного суда Российской Федерации Валерия Зорькина «Буква и дух Конституции». Ее ждали с особым интересом. Утверждалось даже, что в ней будет дано обоснование возможных изменений в Основном законе, которые могут существенно скорректировать действующую политическую систему России. Рассказываем об основных положениях опубликованной статьи.
Доктрина «живой Конституции»
Собственно, статья и начинается с того, что Зорькин называет главные, на его взгляд, недостатки российской Конституции. К ним он относит: отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточную четкость в распределении полномочий между президентом и правительством, в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры.
Не устраивает председателя Конституционного суда и конструкция статьи 12, которая говорит о самостоятельности местных органов власти в пределах их полномочий. По мнению Зорькина, это противопоставляет их органам государственной власти более высокого уровня. Есть противоречия между Федерацией и ее субъектами.
Зорькин при этом отстаивает точку зрения, что «заложенный в конституционном тексте глубокий правовой смысл позволяет адаптировать этот текст к меняющимся социально-правовым реалиям». Это утверждение и составляет основу существующей в мировой конституционной практике доктрины «живой Конституции». Более того, по его мнению, глубоко ошибочны и опасны представления, что «путем радикальной конституционной реформы можно развернуть ход событий в каком-то более правильном направлении». В представлении председателя Конституционного суда попытки подобных реформ могут разрушить «пусть не единодушное, но явно преобладающее общественное согласие» и социально-экономическую стабильность в стране.
Защищать униженных и оскорбленных
Особенно интересным стал второй раздел статьи, в которой автор рассуждает о применении конституционных норм для развития в стране социально справедливого общества. Для начала он ставит этому обществу неутешительный диагноз – в стране чудовищное расслоение на богатых и бедных.
Зорькин ссылается на данные официальной статистики, утверждающей, что доходы 10 процентов богатых российских семей превышают такой же показатель 10 процентов беднейших россиян в 17 раз. Он утверждает, что анализ потока жалоб, поступающих в Конституционный суд, показывает, что «в настоящее время главным источником напряженностей в российском обществе является нерешенность социально-экономических проблем, в том числе недостаточная защита социальных прав граждан». Особенно хорош пассаж о социальном напряжении, которое порождается чувством несправедливости и «усугубляется естественной усталостью населения от трех десятилетий реформ».
Главной целью КС в этой ситуации Зорькин называет защиту социально-экономических прав граждан и последовательную реализацию положений статьи 7 Конституции, в которой говорится о том, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». При этом автор оговаривается, что вместе с тем не может быть снижено значение традиционных «либеральных» прав – таких, как частная собственность и экономическая свобода. КС в этом случае готов выступить в роли «социального арбитра» между трудом и капиталом.
О политической конкуренции
Говоря о политической системе страны, председатель Конституционного суда пишет о недопустимости установления в России монополии на государственную власть со стороны какой-либо политической силы. «Необходимо, - замечает он, - чтобы у оппозиции была реальная возможность прихода к власти в рамках Конституции, т.е. на началах честной политической конкуренции». Вместе с этим Зорькин замечает, что наличие даже нескольких партий не гарантирует устойчивой правовой демократии. Он предлагает искать более эффективную модель народовластия, и утверждает, что правовой потенциал действующей Конституции вполне позволяет это сделать.
Конституционная идентичность России
Название заключительного раздела статьи звучит несколько замысловато. Но на самом деле он посвящен утверждению примата Основного закона Российской Федерации над решениями всевозможных международных юридических органов, таких, например, как Европейский Суд по правам человека. Здесь Зорькин противопоставляет развивающимся в современном мире глобализационным процессам понимание «собственной специфики, не поддающейся универсализации». Председатель КС объявляет этот подход трендом зарубежной правовой практики, в рамках которой органы конституционного контроля различных стран пытаются защитить фундаментальные основы своей государственности.
По утверждению Валерия Зорькина, «доктрина конституционной идентичности <…> может служить тем "водоразделом", который потенциально способен разделить приемлемые и подчас желанные изменения внутреннего конституционного правопорядка - и те принципы, которыми государства, признавшие обязательную юрисдикцию наднациональных органов, поступаться не могут и не должны».
Сергей Анисимов