Фото: Фотобанк Лори
12 января 1998 года 24 государства из 43 стран-членов Совета Европы подписал Дополнительный Протокол к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства, запрещающий клонирование человека. 1 марта 2001 года после ратификации 5 странами этот Протокол вступил в силу. На данный момент – это единственный международный акт, регулирующий проблему. Так почему нельзя клонировать людей?
Разберемся в нюансах
В еврейской мифологии – Голем, в западноевропейской литературе - Франкенштейн. Человечество всегда занимала проблема создания живых существ в лабораторных условиях. Существование близнецов наталкивало на идею о возможности каким-либо способом получить точную копию реально существующих людей.
Зародившаяся в начале XX века новая научная дисциплина генетика продвинула человечество к пониманию процессов передачи у живых организмов наследственных признаков и формирования новых. Стартовавшие в 70-х годах прошлого века работы по расшифровке генома человека к началу нового тысячелетия позволили получить довольно точное представление о его структуре. В 90-е в научном сообществе сформировалось убеждение о принципиальной возможности клонирования человека.
Клон – условно точная копия некоего объекта. Термины "клон", "клонирование" первоначально использовались в микробиологии и селекции, после – в генетике, в связи с успехами которой и вошли в общее употребление.
Клонирование человека – это технология создания человеческого эмбриона и выращивание из него людей, чей генотип будет идентичен генотипу существующих сейчас или уже умерших индивидуумов. Необходимо только осознавать, что клон не может быть точной копией человека. При клонировании копируется только генотип, но не фенотип. Фенотип - совокупность внешних и внутренних признаков организма, приобретаемых в результате индивидуального развития. Сознание – в том числе.
История овечки Долли
Овечка Долли родила трех ягнят. 1999 год. Фото: ИТАР/ТАСС
В 1996 году произошло событие, которое и заставило заговорить о возможном клонирования людей. В Рослинском институте в окрестностях Эдинбурга Ян Вилмут и Кит Кэмпбэлл в ходе эксперимента смогли клонировать первое млекопитающее – овцу. Генетическая информация для процесса клонирования была взята из взрослых дифференцированных клеток умершего к тому времени животного. Овечку назвали Долли.
Пресса объявила о ее рождении только через семь месяцев – 22 февраля 1997 года. В дальнейшем в институте было клонировано еще четыре овцы, что подтвердило эффективность технологии переноса ядра клетки с генетической информацией в половую клетку-донор, из которой и развивается эмбрион. Долли прожила шесть с половиной лет, родила шестерых ягнят и умерла от прогрессирующего заболевания легких.
Эксперимент, который многие сравнивали с расщеплением атома, впоследствии подвергся серьезной критике. В научных изданиях появились материалы о том, что генетическая информация донора в действительности не была полностью удалена из полученной яйцеклетки и Долли оказалась носителем генов двух животных. А это уже совсем не клон.
Проблемы клонирования
Фото: ИТАР/ТАСС
Итак, теоретически можно попробовать клонировать человека. Но возникает вопрос – зачем? Тем более, что, как мы уже отмечали, точной кальки не получится. А к возможности копировать сознание современная наука даже близко не подошла. Поэтому воспроизвести Пушкина, Толстого, Эйнштейна или Мерилин Монро при всем желании не выйдет.
В головах отдельных фантастов и футурологов от медицины на это счет возникла идея о клонах – источниках донорских органов. Но эта идея тут же наткнулась на шквал критики. Она оказалась неприемлемой для общества с позиций религиозных, этических, социально-нравственных, юридических. Как результат – во многих странах мира возможное репродуктивное клонирование человека попало под запрет. Более того – идет криминализация процесса. В уголовные кодексы этих стран включены статьи, карающие за попытку создать человеческую копию.
Но есть еще и "терапевтическое клонирование". Его суть состоит в том, что возможно прервать развитие полученного в результате клонирования эмбриона в первые 14 дней и использовать его для получения стволовых клеток. Подобная процедура разрешена в США, Великобритании и некоторых других странах. Тем более, что методики, используемые при терапевтическом клонировании, широко применяются при исследованиях заболеваний, передающихся на генетическом уровне. Так, по мнению Шухрата Миталипова - известного биолога, работающего сейчас в США над проблемами генетических заболеваний – запрет на манипуляции с эмбрионами, ядрами половых и соматических клеток серьезно осложняет такую работу. Лаборатории Миталипова первой в мире удалось создать технологию редактирования генома человеческого эмбриона с кардиомиопатией. Ученый рассчитывает на то, что лет через 10-15 понимание необходимости подобных исследований приведет к серьезным положительным подвижкам и избавит ученых, работающих с человеческими эмбрионами, от надуманной критики.
А что в России?
Фото: Садиков Рамиль/ РИА Новости
РФ формально не присоединилась к Протоколу к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства. Но клонирование человека временно запрещено Федеральным законом № 54-ФЗ от 20 мая 2002 г. "О временном запрете на клонирование человека".
Первоначально срок действия запрета ограничивался пятью годами. Но затем в текст закона были внесены поправки, продлевающие его на неопределенное время. При этом закон запрещает репродуктивное клонирование и не касается клонирования терапевтического.
Сегодня в России нет научных центров, способных на уровне, сопоставимом с мировым, работать над проблемами трансплантации клеточных ядер. И здесь мы серьезно отстаем не только от США и Великобритании – мировых лидеров. В последние годы большие ресурсы на исследования в этом направлении стал выделять Китай.
И всё-таки
Знаменитый британский биолог, лауреат Нобелевской премии Джон Гордон, чьи работы по клонированию шпорцевой лягушки в конце 50-х – начале 60-х годов XX века легли в основу современных методов трансплантации клеточных ядер, считает, что в ближайшие 50 лет человечество все же станет свидетелем клонирования человека. "Даже к методике искусственного оплодотворения относились с крайней подозрительностью, когда она была только создана. Но после рождения в 1978 году Луизы Браун, первого "ребенка в пробирке", общество смогло принять технологию", - считает ученый. Время покажет, окажется ли он прав. Пока информации о успешных попытках клонирования ни у научного сообщества, ни у прессы нет.
Сергей Анисимов