Гильермо дель Торо. Фото: Zuma/ТАСС В ночь на понедельник (по московскому времени) в лос-анжелесовском  кинотеатре "Dolby" раздавали призы Американской академии кинематографических искусств и наук. Раздавали в 90-й раз. И снова "обнесли" российского режиссера Андрея Звягинцева. Процесс определения лауреатов "Оскара" за почти столетнюю историю оброс целым набором условий, примет и признаков, по которым те, кто внимательно следит за этой процедурой, могут практически безошибочно определить, кому отдадут свои предпочтения 6 с небольшим тысяч членов киноакадемии, участвующих в определении победителей. Перед нынешней церемонией специалисты ставили на две картины: "Форму воды" Гильермо дель Торо и "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" Мартина Макдонаха. Именно эти ленты боролись в январе за "Золотой глобус" - вторую по значимости американскую кинопремию, вручаемую Голливудской ассоциацией иностранной прессы. Тогда награду за лучший фильм получил Макдонах. Но и дель Торо не остался без приза, забрав статуэтку за лучшую режиссуру. Номинанты на "Оскар" за кинематографические достижения 2017 года были объявлены 23 января. И уже тогда стало понятно, что фантазийная мелодрама об отношениях немой уборщицы секретной лаборатории и некоего водоплавающего существа, перенесенная на пленку мексиканцем - явный фаворит гонки. 13 номинаций – это почти повторение оскаровского рекорда. 14 номинаций за всю историю кинопремии получали только три картины: "Все о Еве" (1950), "Титаник" (1997) и прошлогодний финалист "Ла-Ла Ленд". К претендентам на главные актерские награды также почти безоговорочно относили получивших уже "Золотой глобус" Гэри Олдмена, сыгравшего Уинстона Черчилля в фильме "Темные времена", и актрису Фрэнсис Макдорманд, снявшуюся у Макдонаха в его социальной драме. Небольшую интригу вносило присутствие в номинации за лучшую женскую роль рекордсменки "Оскара" Мэрил Стрип. Для Стрип попадание в эту категорию за исполнение одной из главных ролей в фильме "Секретное досье" (оригинальное название "The Post") стало 21-м в карьере. Второй год подряд вести церемонию поручили комику Джимми Киммелу. Конечно, ему еще далеко до Боба Хоупа, выступавшего в этой роли 18 раз, но все же. Возможно, его приглашение определило желание Академии "обыграть" прошлогодний конфуз, когда при оглашении победителя в номинации "Лучший фильм" организаторы просто перепутали конверты. Поэтому, как и год назад, сегодня ночью вручать главную статуэтку снова позвали Уоррена Битти и Фей Данауэй. На радость фотокорреспондентам и репортерам, работающим для модных изданий, приглашенные на церемонию звезды отказались от черного цвета в одежде. Такой своеобразный протест против сексуального насилия в Голливуде дальше январской церемонии вручения "золотых глобусов" не пошел. Но без какого-нибудь протеста кинозвезды сегодня уже не могут. На этот раз они решили высказаться за ограничение торговли оружием в США, что не удивительно после последних школьных расстрелов. Платья и костюмы трогать не стали, но украсили их ленточкой или значком, изображающим звездно-полосатый флаг, только все в оранжевом цвете. "Оскар" этого года обошелся без сенсаций. Церемония, начавшаяся с вручения статуэтки за лучшую мужскую роль второго плана, сразу задала тон. Сэма Рокуэлла признали лучшим в номинации. Но этот успех "Трех билбордов" развития в дальнейшем практически не получил. Лучшей актрисой второго плана Гильдия киноактеров, определяющая победителей в актерских номинациях, назвала Эллисон Дженни, сыгравшую  мамашу главной героини в картине "Тоня против всех" - истории скандальной американской фигуристки Тони Хардинг. В начале восьмого утра по московскому времени актриса Эмма Стоун объявила, что лучшим режиссером признан Гильермо дель Торо. К этому моменту у "Формы воды" было уже два "Оскара": за лучшую музыку и работу художников. После этого пришел черед двух главных актерских номинаций. Как и следовало ожидать, победителями Академия назвала Гэри Олдмена и Фрэнсис Макдорманд. Статуэтка Макдорманд стала второй и последней наградой создателей "Трех билбордов", что явно расстроило многочисленных поклонников работы режиссера Мартина Макдонаха. И, наконец, главный приз за "Лучший фильм" - номинация, где голосуют все члены Академии - Битти и Данауэй вручили съемочной группе "Формы воды". Гильермо, таким образом, стал вторым мексиканским режиссером, получившим главный приз Академии за последние четыре года. Все поклонники российского кино с нетерпением ждали номинации "за лучший фильм на иностранном языке", где на "Оскар" претендовала "Нелюбовь" Андрея Звягинцева. Но, к сожалению, академики посчитали, что чилийская "Фантастическая женщина" - драма, повествующая о нелегкой судьбе трансгендера - заслуживает больше внимания, чем фильм российского режиссера. В интернете сейчас можно найти немало откликов об этой работе Себастьяна Лелио, оценивающих фильм как "фантастическую дрянь". Но, конечно, нужно увидеть картину, прежде чем давать ей оценку. Академиков часто упрекают в том, что они подходят к номинантам с позиции социальной значимости их работ. Возможно, что проблему трансгендеров они посчитали более важной, чем трагические последствия распада семейных связей. И еще об одной номинации. Приз за "лучший документальный фильм" получил американец Брайан Фогель за ленту, рассказывающую о российском допинге, с участием небезызвестного Григория Родченкова.  Тут любопытно отметить вот что. Летом 2017 года в английской "Financial Times" появилось интервью, которое Фогель дал журналисту Мураду Ахмеду. Американец рассказывал о работе над "Икаром", и тогда этот фильм был не о российском допинге, а о проблеме использования запрещенных препаратов в современном спорте. Фогель – велосипедист-любитель - решил испытать допинг на себе и сделать об этом документальную картину. Для работы, которая началась в 2014 году, ему нужен бы специалист-медик. Так он вышел на Родченкова, составившего для режиссера программу приема препаратов так, чтобы их не мог обнаружить допинг-контроль. А затем разразился скандал, в эпицентре которого оказался бывший директор московской антидопинговой лаборатории. И вот тут Фогель понял, что набрел буквально на "золотую жилу". Так что его успех – это пример того, как нужно чувствовать политическую конъюнктуру. И, да, искусство, как и спорт, – вне политики! Сергей Анисимов