Константин Хабенский на премьере фильма "Собибор". Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости Поговорим о премьерах уходящего года. Театральных и кинематографических. Хотим предупредить, что материал получится крайне субъективным. На вкус и цвет как известно… Но тут уж ничего не поделаешь. Потерпите. Юрий Бутусов. Фото: Вячеслав Прокофьев/ ТАСС «Гамлет», поставленный Юрием Бутусовым в питерском театре имени Ленсовета, хронологически не совсем ложится в заявленную нами тему премьер уходящего года. Первый показ состоялся 22 декабря 2017-го. Но работа, несомненно, достойная упоминания. Уже одно то, что роль Гамлета Бутусов доверил Лауре Пицхелауре, вызывает интерес. Бутусов остался верен себе. В свое время, ставя Шекспира в московском МХТ, он доверил роль принца датского Михаилу Трухину, компанию которому тогда составили Константин Хабенский – Клавдий, и Михаил Пореченков – Полоний. Правда, тот спектакль вошел в фольклор благодаря подслушанной у театральных касс фразочке: «А менты сегодня играют?» Бутусов и художник Владимир Фирер сделали странный черно-белый спектакль: в котором Офелию играют сразу актер и актриса – Федор Пшеничный и Юстина Вонщик, в котором режиссер обрубает действие на моменте готовности Гамлета сражаться, т.е. оставляет героя в живых. Да и сам Гамлет больше похож на подростка, оказавшегося в трудной незнакомой ситуации, чем на человека, размышляющего над глобальным философским вопросом – быть или не быть. Спектакль получился. А имя Бутусова весь 2018 год не исчезало из театральной повестки благодаря его уходу в марте с должности худрука театра в знак протеста против позиции чиновников Смольного от культуры. «Гамлет» включен в число претендентов на «Золотую маску» по итогам минувшего театрального сезона. 30 мая Константин Богомолов представил в МХТ чеховские «Три сестры». «Три сестры» - в МХТ?! В Камергерском, в котором на театральном занавесе вместо Чайки вполне можно было бы изобразить силуэты Ольги, Маши и Ирины. На этот раз Богомолов обошелся без провокаций, если не считать таковой Дарью Мороз, исполняющую роль Тузенбаха. Сам режиссер заявил, что стремился: «сделать текст пьесы предельно живым, предельно современным, предельно естественным». Провокаций не было, но остались традиционные экраны с видеорядом из укрупненных планов сцен спектакля и неоновые балки, с помощью которых художник Лариса Ломакина создает дом Прозоровых. «Три сестры» в уходящем году ставил не только Богомолов, но и Сергей Женовач у себя в «Студии театрального искусства». Спектакли получились разными. Связывает их только то, что Женовач, ставший после смерти Олега Табакова художественным руководителем МХТ, не продлил контракт с Богомоловым из-за «эстетических разногласий». Надеемся, что не в ревности по поводу чеховской пьесы тут дело. В конце 2018 года Ассоциация театральных критиков, подводя итоги сезона, назвала лучшим спектаклем постановку «Му-Му» Дмитрия Крымова на сцене московского «Театра Наций». Событие вдвойне интересное. На наших глазах признанный театральный художник, прославившийся своими работами еще в 70-80-х годах прошлого века, превращается в серьезного режиссера. Кроме «Му-Му» в этом сезоне шуму успела наделать и другая его работа – «Сережа» - постановка по мотивам романа Л.Толстого «Анна Каренина» в МХТ. А в «Му-Му» Крымов делает из хрестоматийного Тургенева фантазию на тему – театр дель арте пытается что-то поставить по мотивам прозы русского классика. Спектакль получился изобретательным и смешным. И по-настоящему зрелищным, что и не упустили отметить критики. Андрей Могучий, получает приз в номинации “Кино и театр” (спектакль «Три толстяка»), на церемонии вручения премии "Сноб. Сделано в России" в Москве. Фото: Евгений Одиноков/ РИА Новости Что вы скажете, услышав такие названия: Эпизод I. Восстание, Эпизод II. Железное сердце? А вот и не Лукас с новыми эпизодами «Звездных войн». Это Андрей Могучий поставил в питерском БДТ уже две части эпопеи «Три толстяка». Третий финальный эпизод, что называется, грядет. Могучий решил поставить сказку Олеши со всеми ее взрослыми смыслами. Режиссер и сценограф Александр Шишкин сочинили мощную феерию со всеми необходимыми для этого атрибутами вроде канатоходца Тибула (​каскадер Максим Кагин) идущего по канату над зрительным залом БДТ, или выезжающего на сцену танка. Причем то, что классический сюжет разбит на три части, никого не смущает. Каждый спектакль можно смотреть как самостоятельное произведение. Третью часть «Толстяков» Могучий обещает в новом театральном сезоне. А теперь переходим к кинопремьерам года. Сербский актер Милан Марич (слева) и российский режиссер Алексей Герман-младший перед премьерой в основной конкурсной программе 68-го Берлинского международного кинофестиваля. Фото: Екатерина Чеснокова/ РИА Новости 1 марта в российский прокат вышел «Довлатов» Алексея Германа-младшего. Как и ожидалось, аудитория фильма разделилась на тех, кто безоговорочно принял работу режиссера, и тех, кому картина не понравилась категорически. Но Германа об этом предупреждали заранее – Довлатов и его проза очень личные вещи для многих в России. Спорить можно бесконечно, но работа Елены Окопной – художника «Довлатова», создавшей в кадре очень точную атмосферу Ленинграда начала 70-х – получилась выдающейся. Что, собственно, и отметило жюри Берлинского кинофестиваля, вручившее Елене «Серебряного медведя» за «выдающиеся достижения в области киноискусства». Не удержусь - Милан Марич, сыгравший писателя, и Артур Бесчастный в роли Иосифа Бродского понравились чрезвычайно. После выхода картины «Селфи» в российский прокат в начале февраля от критиков досталось всем: Сергею Минаеву, написавшему сценарий на основе своего романа ««Духless 21 века.Селфи», Федору Бондарчуку, спродюсировавшему фильм, режиссеру Николаю Хомерики и сыгравшему главную роль Константину Хабенскому. Что возразить? Да ничего, кроме голых цифр. За одну неделю, стартовавшую 4 февраля, «Селфи» собрала в прокате 2 млн 134 тыс. долларов США, став по этому показателю второй картиной отечественного кинематографа в этом году, уступив только «Движению вверх», появившемуся в прокате еще в конце 2017-го. А лидером по количеству денежных знаков, собранных на просторах Родины за весь 2018 год, оказалась киносказка о нелегкой судьбе талантливой фигуристки Нади Лапшиной. Фильм Олега Трофимова заработал в российском прокате более 26 млн нерусских рублей, подтвердив, что любит наш народ… всякие мелодрамы. Режиссерский дебют Константина Хабенского «Собибор» - патриотическое кино во всех смыслах. И потому, что посвящено одному из самых героических эпизодов Великой Отечественной, и потому, что его производство осуществлялось на студии «Патриот Продакшн». Хабенский, сыгравший в «Собиборе» и главную роль, по полной использовал драматургический потенциал истории восстания заключенных фашистского концлагеря. Даже привлек на роль начальника лагеря стареющего Кристофера Ламберта. Фильм был выдвинут от России на «Оскара», но в шорт-лист премии не попал. Актёры Шарль-Эврар Чехов, Роман Билык, Ирина Старшенбаум, Тео Ю, оператор Владислав Опельянц и продюсер Илья Стюарт (слева направо) на красной дорожке перед премьерой фильма "Лето" режиссёра Кирилла Серебренникова в рамках 71-го Каннского международного кинофестиваля. Фото: Екатерина Чеснокова/ РИА Новости Это лето режиссер фильма провел под домашним арестом. Впрочем, как и зиму с осенью 2017 года. Таким образом работу над картиной о юном Викторе Цое Серебренников завершал дистанционно. «Лето» участвовало в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Приз за лучший саундтрек вполне мог потрафить создателям картины о взаимоотношениях сразу двух легенд отечественной рок-культуры. Хотя, похоже, что легендам, ныне здравствующим, «Лето» не очень и понравилось. Создателей фильма критиковали Борис Гребенщиков, Алексей Рыбин (один из основателей «Кино»). И даже Артемий Троицкий заметил, что «Лето» больше напоминает мюзикл на основе истории питерского подпольного рока.