Президент предложил сажать за экстремизм в интернете со второго раза

Фото: Адексей Никольский/ ТАСС

Сегодня президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Государственной Думы проект закона «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации» и связанный с ним проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Предложения главы государства смягчают наказание за деяния, подпадающие под действие этой статьи УК, и частично декриминализуют их.

Что предлагает президент

В пояснительной записке к проекту закона обращается внимание на то, что анализ правоприменительной практики, связанной с преследованием граждан по статье 282 УК РФ, показывает, что не во всех случаях привлечение к уголовной ответственности было обоснованным. На это же указывают и материалы пленума Верховного Суда РФ от 20 сентября 2018 года. Собственно говоря, поэтому и появился такой законопроект.

«Не всегда обоснованы» - это еще мягко сказано. Российское общество в течение уже не одного месяца взбудоражено постоянно появляющимися сообщениями о все новых случаях уголовного преследования граждан за так называемые «экстремистские действия» в Сети: лайки и репосты материалов, которые правоохранители считают подпадающими по действие статей 280 и 282 УК. По данным правозащитников за последние 7 лет число осужденных по ст. 282 ч.1 (возбуждение ненависти либо вражды) увеличилось более, чем в 5 раз: в 2011 году – 82 чел. при 4 оправданных, в 2017 году – 460 чел. при одном избежавшем приговора. Эта тема поднималась в июне во время «Прямой линии» с Владимиром Путиным, после чего президент дал соответствующее поручение провести анализ правоприменительной практики по этим делам.

Результатом работы стало предложение главы государства внести изменение в формулировку статьи 282 УК, позволяющее относить действия, подпадающие под ее первую часть (возбуждение ненависти или вражды без применения насилия или угрозы его применения) к административным правонарушениям. Уголовная ответственность, согласно президентским поправкам, должна наступать только в случае, если подобное правонарушение совершается гражданином второй раз в течение года. Соответствующие изменения должны быть внесены в Кодекс об административных правонарушениях. Правительство РФ и Верховный Суд дали положительное заключение на предлагаемый законопроект.

Что думают правозащитники

Представители правозащитных организаций, с которыми удалось пообщаться нашей редакции, положительно относятся к предложению президента, что, вообще-то, естественно. Но при этом говорят о недостаточности этих изменений. Директор правозащитного информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский прямо указал на то, что 22 августа Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека представил свои рекомендации по вопросам совершенствования законодательства по делам об экстремизме. И они были гораздо шире.

В частности, рассказал Верховский, Совет предлагал полностью декриминализовать часть 1 ст.282, указывая на то обстоятельство, что настоящую опасность для общества представляют действия, связанные с насилием или призывами к его применению. Кстати, такое же предложение содержалось в законопроекте депутатов Шаргунова и Журавлева. Кроме этого Верховский считает необходимым убрать из формулировки диспозиции статьи 282 упоминания «унижения достоинства человека или группы лиц» и «принадлежность к какой-либо социальной группе». В первом случае «унижение достоинства» по сути своей совпадает с таким противоправным деянием, как оскорбление. А это уже административное правонарушение. Во втором случае определение «социальная группа» содержит правовую неопределенность. А это в свою очередь открывает перед следствием и судом возможность для слишком широких неоправданных трактовок.

В рекомендациях президентского Совета по правам человека упоминались и другие статьи УК, которые можно было бы смягчить. Так, предлагалось отменить уголовное наказание за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (часть 1 ст.148 УК) в том случае, если они осуществляются не в местах, специально предназначенных для проведения богослужений.

Выйдут ли на свободу осужденные за экстремизм

Еще один животрепещущий вопрос – что будет, в случае принятия Думой президентских поправок, с теми, кто уже был осужден по ст. 282 УК. Доктор юридических наук, доцент РАНХиГС Владимир Ботнев разъясняет, что в случае смягчения уголовной нормы, закон может иметь обратную силу. Это значит, что новая редакция статьи может и должна служить основанием для пересмотра ранее вынесенных приговоров. Инициатива здесь должна исходить от Прокуратуры, в чьи обязанности входит надзор за правоохранительной системой, и от адвокатов осужденных, которые могут вносить ходатайства о пересмотре дел их доверителей. Так что, осталось только дождаться принятия поправок депутатами.

Из крайности в крайность

Но наша российская действительность никогда не даст нам скучать. С утра все информационные ресурсы дружно обсуждали инициативы президента, направленные на некоторую либерализацию жизни общества. И тут, очень кстати, подоспела информация о том, что Министерство экономического развития поддержало идею блокировки сайтов без решения суда. Напомним, что с августа месяца в правительстве обсуждаются поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации», предложенные Минсвязью, и дающие возможность блокировать сайты во внесудебном порядке не только за прямые призывы к терроризму, экстремистской деятельности и массовым беспорядкам, но и за материалы, в которых содержится «оправдание и обоснование экстремистской и террористической деятельности».

Правозащитники и участники телекоммуникационного рынка давно уже раскритиковали предлагаемые поправки. В том же информационно-аналитическом центре «Сова» обращают внимание на то, что за оправдание терроризма предусмотрено уголовное наказание (ст. 205.2 УК РФ). В тоже время в законодательных актах нет определения, что считать оправданием экстремизма. И здесь у правоохранителей возникнет слишком большая свобода в трактовке характера материалов, которые они соберутся блокировать.

Т.е. общество волнует, как будет ограничиваться свобода распространения информации в Сети. А вот ведомство Максима Орешкина уже ни в чем не сомневается.

Сергей Анисимов

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.

Материал опубликовали: Сергей Анисимов, Степан Черепенников