Фото: Максим Богодвид/ РИА Новости 15 мая Центральный Банк РФ представил свой план реорганизации рынка ОСАГО в стране. Если коротко, то отечественным автовладельцам придется снова раскошеливаться. Редакция нашего сайта решила познакомить аудиторию с тем, что происходит и почему. Уже не первый год идет упорная баталия между российскими автовладельцами и их общественными объединениями и российскими страховщиками, чьи интересы на отечественном рынке автострахования представляет Российский Союз автостраховщиков. Страховщики пытаются убедить общество в том, что продажа полисов ОСАГО в России – дело страшно убыточное. А причиной тому низкие базовые тарифы, установленные государством, и отсутствие гибкой системы повышающих-понижающих коэффициентов (так называемый коэффициент бонус-малус, КБМ). Автовладельцы же считают, что эти жалобы надуманы, а страховщики просто хотят погреть руки. Свою позицию они отстаивают, ссылаясь на данные самих же страховщиков. Так, на сайте РСА можно найти информацию, что, скажем, в прошлом году было продано полисов ОСАГО на сумму в 228,1 млрд рублей, а выплаты по страховым случаям составили всего лишь 181 млрд. рублей. Но исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев на это возражает, что в сумму выплат не входят те деньги, которые Союзу приходится платить за страховые компании-банкроты, которые исчезают с рынка вместе с деньгами своих клиентов, а это порядка 5 млрд рублей. И настоящим бичом страховщиков в последние два-три года, по словам Уфимцева, стала появившаяся в России каста автоюристов, разоряющих страховые компании всевозможными судебными исками и возмещением издержек. Исполнительный директор РСА уверяет, что только в прошлом году ими было получено от страховых компаний около 20 млрд рублей. То, что бизнес убыточный (ЦБ называет сумму убытков в 14,8 млрд рублей), подтверждает и постоянное сокращение числа страховщиков, работающих на этом рынке. Дело дошло до того, что в некоторых российских регионах продавать полисы ОСАГО просто некому. Исправить ситуацию по мнению РСА может только либерализация системы тарифов. Страховщики давно предлагают отказаться от государственного регулирования тарифов на рынке автострахования. Аргументы своих противников, что это приведет к неконтролируемому росту стоимости ОСАГО, они парируют ссылками на здоровую рыночную конкуренцию и на существующий опыт других стран. Действительно, в Германии, где государство перестало регулировать тарифы с 1994 года, стоимость полиса из-за конкуренции снизилась с 300 евро до 200 к 2010 году. Но российские власти пока не готовы к подобной смелости. Пока что ЦБ предлагает расширить тарифный коридор на 20% вверх и вниз. Если сейчас он составляет для легковых машин, зарегистрированных на физических лиц от 3432 до 4118 рублей, то с конца нынешнего лета коридор должен равняться 2746 – 4942 рублей. Кроме этого немного изменятся и коэффициенты, влияющие на определение стоимости полиса: регион регистрации, возраст водителя и стаж, мощность автомобиля, КБМ. Это первый этап либерализации тарифа. На втором этапе, который по задумке ЦБ должен завершиться к 2020 году, страховщики должны получить право устанавливать для каждого водителя индивидуальный тариф, который будет рассчитываться с помощью различных повышающих-понижающих коэффициентов. В обществе уверены, что все сведется к повышению стоимости ОСАГО для автовладельцев. На пресс-конференции, где зампред Центробанка Владимир Чистюхин представлял план реформы, сам чиновник заявил, что среднему российскому водителю теперь придется заплатить за полис около 7 тыс. рублей, тогда как раньше эта сумма составляла 5 800 рублей. В РСА уверяют, что в некоторых регионах стоимость среднего полиса ОСАГО может даже снизиться. Страховщики упирают на то, что сейчас им приходится усреднять величину страховой премии. А более широкий тарифный коридор и гибкая система коэффициентов даст им возможность снижать стоимость полиса для аккуратных водителей. Но им мало кто верит. В этой ситуации многие эксперты считают, что автовладельцы станут "голосовать ногами" - отказываться от приобретения полиса ОСАГО. Тем более, что эта тенденция уже существует в России. Достаточно просто сравнить количество зарегистрированных в стране машин и количество ежегодно продаваемых полисов. По данным РСА в 2017 году страховые компании продали 39,2 млн полисов. Причем их количество за последние 5 лет снизилось более чем на 2 млн. А по данным ГИБДД число зарегистрированных в стране машин давно перевалило за 50 млн. Получается, что по российским дорогам ездят порядка 10 млн автомобилей без ОСАГО. Учитывая, что штраф за отсутствие полиса составляет от 500 до 800 рублей, люди считают это меньшим злом по сравнению с завышенной с их точки зрения стоимостью страховки. Еще один пункт, по которому автовладельцы выдвигают серьезные претензии страховщикам - определение коэффициента бонус-малус, учитывающего безаварийную езду водителя. Процедура его определения настолько запутанна, что очень часто компании пользуются этим для того, чтобы увеличить стоимость страховки. Не случайно, что половина всех жалоб от клиентов (а на автострахование вообще приходится 80% всех жалоб в адрес страховых компаний) – это жалобы по поводу расчёта  КБМ. Меры, которые предлагает Центральный Банк РФ, по мысли их авторов должны сохранить овец (т.е. автовладельцев) и при этом накормить страховые компании. Но такое в природе случается крайне редко. А поэтому – готовьте ваши денежки. Сергей Анисимов