Митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион выступает с заявлением перед журналистами В начале недели в Минске Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл провел заседание Священного Синода РПЦ, кстати, впервые проводившегося на белорусской земле. Деталь вполне себе символическая, учитывая, что главным вопросом, который обсуждали иерархи Русской православной церкви, стало принятие ответных шагов, которые должны были последовать после решения Константинопольского патриархата о предоставлении автокефалии православной церкви Украины. В Журнале заседаний Священного Синода по итогам мероприятия значатся три пункта: Первое. Ввиду продолжающихся антиканонических действий Константинопольского патриархата признать невозможным дальнейшее пребывание с ним в евхаристическом общении. Второе. Принять по этому поводу специальное заявление. Третье. Информировать представителей поместных церквей о позиции РПЦ по данному вопросу и призвать их к совместному поиску путей выхода из сложившейся тяжелой ситуации. Заявление Синода представляет собой пространный документ, в котором излагается позиция РПЦ по поводу событий начала 90-х годов прошлого века, приведших к смещению нынешнего главы Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарета Денисенко сначала с митрополичьей кафедры в 1992 году, а затем, спустя 5 лет, преданию его анафеме. В документе со ссылками на существующие канонические тексты оспаривается право Константинопольского Патриарха отменять решения поместных церквей в отношении своих иерархов. Далее в Заявлении подробно разбирается утверждение Константинополя о временном характере передачи в 1686 году Киевской митрополии в состав Московского патриархата. И, наконец, Заявление содержит призыв к поместным церквям дать надлежащую оценку действиям константинопольского Патриарха. Разрыв евхаристического общения между РПЦ и Константинопольским патриархатом приведет к определенным последствиям для прихожан Русской православной церкви. Как сказано в Заявлении, в новой ситуации невозможно совместное служение архиереев и клириков РПЦ и КП. Для мирян разрыв евхаристических отношений означает невозможность участия в таинствах, совершаемых в храмах Константинопольской патриархата. Т.е. прихожане РПЦ теперь не могут креститься, венчаться, совершать покаяние и причащаться в тех храмах, на которые распространяется юрисдикция Константинопольского Патриарха. Под юрисдикцией Патриарха Варфоломея I находится довольно много канонических территорий – более 30. Но, в основном, это небольшие православные церкви в таких государствах, как Австралия, Вьетнам, Индия и т.п. Для православных россиян скорее имеет значение, что в КП входит часть приходов греческой православной церкви и, самое важное, Афон. Это самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей также находится под юрисдикцией Константинополя. И, значит, россияне теперь не смогут совершать в них обряды. Что касается одной из главных христианских святынь - Храма Гроба Господня в Иерусалиме, - то он разделен между шестью конфессиями, одной из которых является Иерусалимская Православная церковь. Она автокефальна, и поэтому на нее решение Синода РПЦ не распространяется. Секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон сообщил РИА Новости, что последователи РПЦ смогут присутствовать на ежегодной церемонии схождения Благодатного огня в Храме Гроба Господня. Но если Иерусалимский Патриарх допустит туда приверженцев неканонической УПЦ, то это может серьезно осложнить ситуацию. Чрезвычайно сложной становится ситуация вокруг основных православных святынь на Украине: Киево-Печерской и Почаевской лавр. Сейчас они принадлежат Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Но Константинопольская патриархия уже заявила об установлении своей ставропигии (юрисдикции) в Киеве. Это решение формально переподчиняет Киево-Печерскую лавру Константинополю. На территории лавры сегодня действует мужской монастырь и Национальный историко-культурный заповедник, подчиненный Министерству культуры Украины. Формально обе лавры в свое время были переданы украинским государством в пользование УПЦ МП, но условия владения объектами могут быть в любой момент изменены. Решения Синода Константинопольского патриархата от 11 октября подразумевает объединение в какой-либо форме представителей трех существующих на данный момент украинских православных церквей и избрание предстоятеля, которому Варфоломей I и должен передать Томос о предоставлении автокефалии. Глава УПЦ МП митрополит Киевский Онуфрий уже заявил об отказе участвовать в объединительном Соборе. По данным украинского министерства культуры УПЦ МП – это более 12 тыс. приходов, в два раза больше, чем у УПЦ КП Филарета Денисенко и УАПЦ. Поэтому в ближайшее время на Онуфрия и его архиереев и клириков будут давить с целью заставить хоть какую-то часть уйти из-под юрисдикции Московской патриархии. Выбор перед ними будет стоять незавидный: или перебежать в лагерь Филарета, или оказаться под административным и экономическим прессингом. Украинские власти утверждают, что не ждут здесь какого-то серьезного сопротивления. А вот что скажут священники и их прихожане? Сергей Анисимов