Фото: Екатерина Чеснокова/ РИА Новости В нашем обзоре кино и театральные премьеры, которые увидели (или чуть было не увидели)  россияне в уходящем году.  "Большой" совсем не про Большой Одна из главных кинопремьер уходящего года - фильм Валерия Тодоровского "Большой" - немного вводит в заблуждение. Это история не про знаменитую балетную труппу легендарного театра, а про молодых балерин, которые, естественно, в этот Большой театр должны попасть. Хороший актерский состав во главе с Алисой Фрейндлих. Замечательная Катя Самуйлина – главная героиня в детстве. Крепкая операторская работа. Но сам фильм до высокой планки, которую сам Тодоровский всегда ставил в своих работах, не дотянул. Настоящего конфликта двух будущих звезд балета зрители так и не увидели. Звягинцев и "Оскар" Фото: Евгения Новоженина/ РИА Новости Андрей Звягинцев в этом году продолжил штурм ведущих кинофестивалей и кинематографических наград. В мае в основной конкурс Каннского кинофестиваля был отобран его новый фильм "Нелюбовь" - драматическая история двух разводящихся супругов, продающих квартиру и пытающихся "спихнуть" друг другу своего 12-летнего сына. Как всегда, точный и тонкий психологический рисунок взаимоотношений героев, показанный режиссером, принес Звягинцеву в Каннах Приз жюри. Российская премьера картины состоялась 1 июня. "Нелюбовь" выдвинута от России на "Оскар" будущего года в категории "Лучший фильм на иностранном языке". Битва в космосе В этом году в космической кинобитве схлестнулись два главных федеральных телеканала страны. Первый канал поддерживал фильм "Время первых", спродюсированный Тимуром Бекмамбетовы и Евгением Мироновым. А "Россия 1" - "Салют-7", одним из продюсеров которого выступил генеральный директор телеканала Антон Златопольский. Битва завершилась вничью. История первого выхода человека в космос, разыгранная Евгением Мироновым и Константином Хабенским (исполнители ролей Алексея Леонова и Павла Беляева), не смогла превзойти "сагу" о спасении орбитальной станции в изложении Владимира Вдовиченкова и Павла Деревянко (Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, в фильме выведены под другими фамилиями). Но это с точки зрения зрителя. А с точки зрения экономики: при одинаковых бюджетах "Салют" собрал в прокате почти на 200 млн рублей больше. "Аритмия" – как фильм и диагноз Фото: Екатерина Чеснокова/ РИА Новости В июне этого года фильм Бориса Хлебникова "Аритмия" получил на сочинском "Кинотавре" Гран-При, приз за лучшую мужскую роль (Александр Яценко) и приз зрительских симпатий. Успех картины еще раз подтвердил – история человеческих взаимоотношений, если она рассказана талантливо и ярко, - всегда остается у зрителя на первом месте. Александр Яценко и актриса Мастерской Петра Фоменко Ирина Горбачева под руководством Хлебникова очень точно сыграли взаимоотношения двух врачей, пытающихся разобраться со своими личными проблемами. "Матильда" увидела свет Самая скандальная кинокартина этого сезона – фильм Алексея Учителя "Матильда" о взаимоотношениях наследника престола Николая Александровича Романова и балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. Еще за год до выхода картины в широкий прокат благодаря усилиям депутата Госдумы Натальи Поклонской вокруг "Матильды" сложилась обстановка перманентного конфликта. Тут были и обращения в Генпрокуратуру, и попытки православных активистов запугать прокатчиков, поджоги и обвинения в отказе рекламировать фильм на телеканалах. Для депутатов думы устраивали специальный показ, чтобы убедить в отсутствии намерения оскорбить память последнего императора и святого по совместительству. 26 октября "Матильда" вышла в общероссийский прокат. Несмотря на шумиху интерес к картине оказался невысоким.  Бенефис двух больших актрис Фото: Екатерина Чеснокова/ РИА Новости В декабре в широкий прокат должна была выйти картина режиссера Владимира Котта "Карп отмороженный", премьера которого состоялась в июне в рамках Московского международного кинофестиваля. Режиссер решил перенести на пленку одноименную повесть Андрея Таратухина, рассказывающую трагикомическую историю бывшей сельской учительницы, решившей подготовиться к собственным похоронам. Картина превратилась в настоящий бенефис Марины Неёловой и Алисы Фрейндлих, играющих главную героиню и ее подругу. К ним Владимир Котт прибавил Евгения Миронова, Сергея Пускепалиса и Александра Баширова, играющего гробовщика. Получился актерский ансамбль, способный на многое. Лидер проката Им стала комедия Дмитрия Дьяченко "Последний богатырь". Картина на данный момент собрала в прокате более 1 млрд 650 млн рублей. На взгляд нашей редакции залогом успеха стала любовь отечественного зрителя к хорошей иронии. А здесь: и сюжет в духе братьев Стругацких - участник телешоу, попадающий в иной, сказочный мир; и режиссер, отточивший чувство юмора и иронию на фильмах "Квартета И". Дьяченко снимал с этой четверкой и "День Радио" и оба "О чем говорят мужчины". На Таганке спели про маньяка-цирюльника Фото: Екатерина Чеснокова/ РИА Новости К столетию Юрия Любимова в Театре на Таганке приготовили несколько премьер, и одной из первых показали в январе знаменитый бродвейский мюзикл "Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит". Алексей Франдетти перенес на сцену персонажи, хорошо знакомые российскому зрителю по фильму Тима Бёртона с Джонни Деппом в главной роли. В театре не стали приглашать на постановку поющих актеров – обошлись собственными силами. В оформлении постарались обойтись без крови и огромной мясорубки, в которой маньяк-цирюльник перемалывает свои жертвы. Получилось довольно неплохо. "Мамаша Кураж" с греческим акцентом В марте на сцене питерской Александринки показали "Мамашу Кураж", поставить которую художественный руководитель театра Валерий Фокин пригласил своего старого знакомого Теодороса Терзопулоса. Терзопулос, когда-то начинавший карьеру в "Берлинер-ансамбле", для начала восстановил в правах музыку композитора Пауля Дессау и сократил за счет текстовых купюр время спектакля до двух часов. Но самое главное – режиссеру удалось соединить в гармоничное целое все элементы постановки – сценографию, костюмы, актеров - и создать тот самый сценический ансамбль, который всегда отличал классические постановки брехтовских пьес. Богомоловский "Дракон" в МХТ   Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости Константин Богомолов продолжил будоражить своими фантазиями театральную публику и в марте представил на основной сцене МХТ свой вариант шварцевского "Дракона" с Олегом Табаковым в роли Бургомистра и Кириллом Власовым - Ланцелотом. Кто знаком с богомоловским стилем, понимает, что была и визуализация с кадрами из "Летят журавли" в сцене гибели Дракона, и игра со смыслами в декорациях и костюмах – на Ланцелоте оказывалась то шинель советского солдата-освободителя, то блестящий латексный костюм эстрадной звезды. В общем, как всегда по-богомоловски лихо! Семейный подряд на сцене Театра Наций Британский драматург и сценарист Питер Морган известен прежде всего своим сценарием фильма "Королева", где в роли Елизаветы II блеснула Хелен Миррен, получившая за эту работу "Оскара". Поэтому пьеса, составленная из вымышленных диалогов королевы с ее премьер-министрами, начиная с Уинстона Черчилля, уже сама по себе интересна. Глеб Панфилов, приглашенный на роль режиссера, подошел к постановке основательно. Точность в деталях декораций и костюмов наводит на мысль, что к их созданию привлекались не только художники, но и эксперты. Ну а на главную роль в "Аудиенции" Панфилов пригласил Инну Чурикову. Ход естественный и верный. Спектакль получился интересным, тем более, что автор по просьбе постановщиков вписал в текст несколько фрагментов, касающихся советско (российско)-британских отношений.  Многострадальный "Нуреев"   Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС Свершилось!  9 декабря, те, кому удалось пробраться в Большой театр, увидели все-таки премьеру многострадального балета "Нуреев", рассказывающего о судьбе и творчестве одного из величайших танцовщиков XXвека. Премьера балета должна была состояться еще в июле, но тогда директор Большого Владимир Урин перенес ее, сославшись на неготовность спектакля. С официальной версией согласились немногие. Мнения же остальных разделились: кто-то считал, что происходящее связано с тем, что постановщиком "Нуреева" выступал опальный Кирилл Серебренников, кто-то намекал на нежелание Минкульта видеть на главной сцене страны прославление артиста, знаменитого, как сейчас говорят, нетрадиционным отношением к половым контактам. При этом намекали на обилие "обнаженки" в постановке. И все-таки премьера прошла до наступления новогодних праздников. И уже одного этого достаточно, чтобы поздравить с победой и артистов балета Большого, и композитора Илью Демуцкого, и хореографа Юрия Посохова.  Сергей Анисимов