Совсем недавно вышли первые два эпизода мини-сериала «Чернобыль» шведского режиссера Йохана Ренка. Он уже успел привлечь к себе немало внимания, а некоторые критики оценивают его даже выше «Игры престолов». Корреспондент сайта ОТР посмотрел две вышедшие серии, отметил несколько моментов, вызывающих сомнения и решил проверить, насколько эти эпизоды достоверны. Мы связались с двумя непосредственными участниками тех событий – ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС Александром Великиным и Германом Беловым и задали им вопросы по сериалу. Первый эпизод, показавшийся далеким от реальности – сцена с людьми, высыпавшими на улицу ночью вскоре после взрыва. Они стоят на мосту и любуются необычным сиянием вдалеке, которое сотворил горящий реактор. Александр Великин: «Это, конечно, абсолютная чушь. Город Припять является городом атомщиков, там жили строители и работники атомной станции. Они понимали, что радоваться особо нечему. На улицу они могли вылезти, потому что не понимали, что творится – не было никакой информации». Герман Белов: «Это же был служебный момент. Аварии происходили относительно часто, так что такой реакции, конечно, вызвать не могли. Никакого восхищения, равно как и паники, у населения не было». Сомнения при просмотре вызывает и другой эпизод, когда начальство, отказываясь признавать масштаб катастрофы, буквально заставило одного из работников подняться на горящую крышу, чтобы точно понять, почему именно произошел взрыв. Александр Великин: «Это выдумка. Что этот работник мог понять? Радиометр, позволяющий измерять уровень радиации свыше 200 рентген в час, был всего один, в штабе гражданской обороны, но он был закрыт, так что прибор достать не могли. На крышу посылали только пожарных, причем они были без специальных средств защиты. Еще, кстати, был один человек из военно-медицинской академии – майор или подполковник, которого обвесили датчиками и выпустили на крышу, чтобы он разведал, какую дозу радиации может получить личный состав». Герман Белов: «По приказу, конечно, могли многое сделать. Но чтобы туда послали работника – это маловероятно. Там точно были пожарные, облучавшиеся на 1000 рентген – это просто смертельная доза. Была еще группа солдат под командованием генерала Тараканова. Им поставили задачу выйти на крышу и сбрасывать с нее угольки, радиоактивные элементы, бетонные блоки. Никакие электронные машины работать там не могли. Время пребывания на крыше было 50 секунд. За этот период солдаты получали максимальную суточную дозу радиации». Интересна и сцена с вертолетами, которые летали над горящим реактором и сбрасывали песок и борные смеси. В сериале показана драматическая сцена крушения одного из них. Этот эпизод действительно случился в реальности, чему есть видео подтверждение. Однако крушение произошло не из-за радиации, как показано в фильме, а из-за того, что вертолет зацепился за трос крана. Александр Великин: «Основная задача была прекратить ядерную реакцию. В парашюты грузили песок, бор, свинец, а вертолеты подхватывали эти кулечки и сбрасывали в жерло реактора. В общей сложности туда засыпали около 500 тонн этой смеси». Во второй серии показано, как было принято решение отправить трех людей для откачки воды. Конечно, их отравляли на верную смерть, ведь вода была сильно заражена. Однако по сюжету такие добровольцы довольно быстро нашлись. Александр Великин: «Могу сказать, что это действительно было, потому что в результате аварии были нарушены водяные магистрали и нижние подвальные помещения начали заполняться водой. Слить ее было необходимо. В подвал действительно спустились три человека, чтобы открыть вентили. Конечно, они получили сильнейшие радиационные ожоги». Герман Белов: «Да, это правда. Героических поступков, вообще, хватало. Например, инженер Петр Паламарчук, который на себе вынес техника. Его послали посмотреть, что сзади блока разрушено, а он сознание потерял от облучения. Техник умер к утру, а Петр Романович потом около 20 операций перенес. Много таких историй было». Всего мини-сериал «Чернобыль» состоит из пяти эпизодов. В основном съемки проходили в Литве, саму Припять снимали в Вильнюсе. Сценарист Крейг Мазин много работал в архивах, чтобы с максимальной точностью воссоздать хронику катастрофы. Впечатляет и визуальная составляющая сериала – в нем много локаций и спецэффектов, из-за чего это кино по-настоящему пугает.