По данным «Лиза Алерт», каждый год в России количество пропавших или потерявшихся достигает ста тысяч. Зачастую успех поиска зависит от использования цифровых технологий, доступ к которым сегодня есть у большинства. Это могут быть sms-рассылки, использование искусственного интеллекта и летательных дронов, анализ больших данных и предиктивная аналитика. Использование сотовой связи кажется самым простым способом. В работе поисково-спасательных отрядов телефон – одно из важнейших приспособлений для получения заявок, общения с родственниками и службами. Поэтому, по словам координатора «Лиза Алерт» Олега Леонова, мобильные операторы для них – самый понятный партнер. Проект «Одиссея» по созданию технологических решений для преодоления социальных проблем был запущен в июле прошлого года. Его организовала АФК «Система», владеющая контрольным пакетом МТС, через свой благотворительный фонд, а поддержку оказывает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Более конкретно, это серия конкурсов, каждый из которых посвящен отдельной проблеме. Сейчас к концу подходит первый – создание поисково-спасательных технологий нового поколения. Партнерами соревнования выступают поисково-спасательная организация «Лиза Алерт», вертолетный поисково-спасательный отряд «Ангел», Segezha Group и «Кронштадт Аэро». Призовой фонд составляет 75 млн рублей. Идея не нова. При создании «Одиссеи» опирались на успешные примеры из мировой практики: фонд поддержки революционных инноваций X Prize Питера Диамандиса и инициативу IBM Call for Code, сообщает представитель «Одиссеи». На старте заявки подали 130 команд из 42 городов России. Спустя год до этапа квалификации на полигоне дошли лишь 19. Комплексное решение предложила команда «Находка» из Якутии – в своей технологии они объединили звуковые и световые радиомаяки и БПЛА, что будет работать при любой погоде и при отсутствии сотовой связи в длительном автономном режиме. А самое портативное оборудование представили москвичи «MMS Rescue» – сеть поисковых маяков, которая может функционировать с минимальным вовлечением человека. В ноябре отобранные технологии будут участвовать в реальном поиске. Победившая и доказавшая свою практическую пригодность технология может быть использована отрядами в России и других странах. Сотрудничество «Лиза Алерт» и Билайн продолжается с 2012 года. При этом они разрабатывают сервисы не только для аудитории Билайна. Горячая линия, по которой принимаются звонки касаемо пропавших детей, работает по всей России вне зависимости от оператора сотовой связи. Сервис sms-уведомлений о поисках запустился в декабре 2017 года, и к нему, по данным на март 2019 года, присоединились уже 35 тысяч абонентов из 50 городов. И только 30 процентов из них пользуются Билайном. Помимо этого, отряд и оператор разработали нейросеть, которая изучает изображения с дронов. Председатель отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев отметил, что взаимодействие со всеми операторами жизненно необходимо во время поиска, так как это увеличивает скорость реакции и помогает сохранять связь в случае, если один и операторов не имеет сотовую вышку в труднодоступных местах. «Сегодня пришло время для новых задач: мы строим Центр Поиска пропавших людей в коллаборации с государственными ведомствами и службами, операторами связи, другим бизнесом и некоммерческим сектором. Это новая комплексная система профилактики, реагирования и поисков в масштабах целого государства. И эти задачи должны решаться сообща. Мы очень рассчитываем на поддержку». Новинка на этом фронте – поиск волонтеров, которую вновь организовал Билайн. На главной странице «Лиза Алерт» можно оставить свои контакты и информацию. Например, хотите вы участвовать во всех типах поисков или только детей и как вы можете помочь: обзванивать больницы, печатать ориентировки, проверять снимки с дронов и т.д. Каждый день ряды волонтеров, которые подписываются на рассылку об актуальных поисках, пополняют от трех до восьми неравнодушных граждан. МегаФон также принимает участие в поиске пропавших с использованием технологии анализа «больших данных». Проект получил название «МегаФон.Поиск». После определения последнего местоположения пропавшего оператор отправляет сообщения с его приметами абонентам, которые находились там в то же время. Получатели не платят за входящее сообщение ни рубля – все расходы МегаФон взял на себя. Единственное, что требуется от владельца номера – подтвердить, что он хочет получить сообщение. В среднем в рамках кампании рассылка отправлялась двум тысячам абонентов и не было ни одного отказа, по словам Олега Леонова. Максимальное значение – 3209. Для того чтобы сообщение дошло до получателя, необходимо около двух минут. Пилотный запуск продолжался с 24 марта по 18 июня в партнерстве с АНО «Центр поиска пропавших людей». Было выполнено 60 рассылок, в результате чего нашлись все пропавшие. Система была разработана и протестирована в сотрудничестве с «Лиза Алерт» и Министерством внутренних дел. Об этом на Втором Всероссийском форуме добровольных поисково-спасательных отрядов рассказал генеральный директор МегаФона Геворк Вермишян. За конкурентами по бизнесу, но коллегами по желанию помогать людям тянется и Tele2. Оператор собирается внести в абонентский договор новый пункт – разрешение на определение геолокации в случае опасности.