Экономист Игорь Липсиц, написавший учебники по экономике для учеников 10-11 классов российских школ, пожаловался, что издательство сочло его книгу недостаточно патриотичной и потребовало дополнить книгу словами об ожидании экономического прорыва и успехе импортозамещения. Министерство просвещения, основываясь на выводах экспертов, отказалось включить книгу в Федеральный перечень учебников. Школам запрещено использовать пособия, которые не входят в этот перечень. При этом учебник по экономике для 9 классов в ФПУ остался. Это не первый случай, когда книги исключают из Федерального перечня учебников. Экспертизой учебных пособий занимаются в Российской академии образования. Эксперты ищут в книгах ошибки, смотрят, достаточно ли они патриотичны и соответствуют ли антиэкстремистскому законодательству. Если эксперты считают, что книга не соответствует по какому-либо критерию, ее не могут включить в перечень учебников. Мы собрали для вас выдержки из экспертных заключений, сделанных в разные годы и преградивших учебникам путь в школы. Недостаток патриотизма и слишком много гномов «Герои произведений Дж. Родари, Ш. Перро, братьев Гримм, А. А. Милна, А. Линдгрен, Э. Распе, гномы, эльфы, факиры со змеями, три поросенка вряд ли призваны воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и свой народ». Пропаганда курения и преступного поведения «Содержатся изображения, на которых персонажи курят, пьют алкогольные напитки и используют взрывчатку для ловли рыбы» Обнаженка «Изобилуют иллюстрациями обнаженной натуры» Ошибки «Изображено строение губки вместо строения клетки» «Написано, что круглые черви могут дышать, что не соответствует действительности» «Написано, что люди, закончившие школу, на 50% реже заражаются СПИДом, что не является правдой» Воспитание нетолерантных людей «[Написано, что] с накрашенными и накаченными людьми не о чем разговаривать, что не способствует толерантному отношению к представителям различным культур» Недостаток патриотизма и дефицит сведений о планах экономического прорыва «Вопросы для обсуждения не способствуют любви к Родине» «Приведенные примеры не способствуют любви к Родине»