Элина Ликарь стала участницей проекта «Учитель для России»

Как выпускница МГУ работала учителем в сельской школе

Фото с сайта программы «Учитель для России»

«Учитель для России» – это общественный проект, в рамках которого выпускники столичных вузов могут на два года стать учителем в небольшой провинциальной школе. Цель программы организаторы видят в том, чтобы силами неравнодушных людей улучшить уровень образования в отдаленных уголках России. Мы поговорили с выпускницей МГУ Элиной Ликарь, участвовавшей в программе, и расспросили о том, как и чем живут ребята в небольших селах.

Как пришла идея поучаствовать в проекте?

У меня есть друг, который подался в эту программу. Он не педагог по образованию, пришел туда из научного института. Я ему страшно завидовала, потому что мне очень нравилось то, что он делает. Я видела, как он готовит уроки – это был очень творческий процесс. Я ждала, когда я закончу наконец бакалавриат и тоже стану учителем. И вот два года назад закончила кафедру Гидрологии суши геофака МГУ. По программе «Учитель для России» поехала в село Демьян Бедный Тамбовской области. Но преподавала там не только географию. Так как это сельская школа, учителей не хватает, вела еще английский и немецкий. Работала со всей школой почти – со 2 по 9 класс.

Помнишь свой самый первый день в селе Демьян Бедный?

Конечно. Я пропустила тот момент, когда на Тамбовщину повезли всех вместе. В итоге поехала одна. До сих пор точно помню тот день – 24 мая. Я защитила диплом и поехала такая в пиджаке на автобусе Москва–Урюпинск. Я должна была выйти где-то на повороте и встретиться с организатором. Вообще, там ужасные проблемы с логистикой – можно добираться сутки. Нет нормальных автобусов, ж/д, единственный выход – ловить попутку на трассе. Мой автобус сильно задержался, мы стояли в пробках, и в итоге я приехала туда в 3 часа ночи. И вот вышла у поворота на Демьян Бедный, стою одна, у меня садится телефон, и я просто не понимаю, что делать.

Фото из личного архива Элины Ликарь

Чем закончилось это приключение?

Закончилось благополучно – меня встретили, поселили в доме у Алены, которая уже работала там по программе. И вот я проснулась в первый день, почувствовала миллион незнакомых запахов и внезапно поняла, что это лучшее место на планете. Особенно после последнего года в университете с перегрузкой, паническими атаками и проч.

Как сложились отношения с учителями? Сразу приняли в коллектив?

Сначала им, конечно, было страшно. Думаю, я казалась им довольно подозрительной. Но все сложилось нормально. У меня появились коллеги, которых я очень люблю. Они меня приглашали в гости, на какие-то праздники.

А дети как встретили?

Дети вначале были прям счастливы. Были такими хорошенькими, пытались понравиться. А потом начали въезжать, что можно пытаться мной манипулировать, проверять мои границы.

Как пыталась нормализовать отношения?

Деятельностью. Безопасный ребенок – увлеченный ребенок. Мне казалось, если он занят на уроке, ему есть, что делать, он не будет мешать и отвлекаться. Были дети, которые меня не очень хорошо приняли. Им было тяжело, потому что у них низкая успеваемость. Были, например, взрослые ребята из 9 класса, которые с большим трудом читали. Я старалась адаптировать уроки и под таких детей, у которых успехи бывали нечасто.

Фото с сайта проекта «Учитель для России»

У всех ли детей есть установка получить хорошее образование?

На самом деле, там мало кто задумывается о высшем образовании. Обычно этого хотят родители. Большинству достаточно школьного уровня. Дети растут в такой среде, где им постоянно говорят, что у них меньше возможностей: они так далеко от райцентра, у них очень маленькая школа. У меня самый большой класс был 10 человек. Мне кажется, у них гораздо меньше амбиций, желаний, стремлений, чем у ребят в городских школах. Но некоторые уезжают – в Тамбов или Борисоглебск. Мало кто вообще чувствует ценность образования. Они приходят в школу как на каторгу, единственное, что может их привлечь – какая-то харизма учителя.

А как с культурной программой? Ребят вывозят куда-нибудь на экскурсии?

Есть такой проект – «Через театр». Дети весь год готовятся, ставят спектакль, а потом показывают его на фестивале в Москве. В прошлом году мы с ребятами ставили короткий спектакль на 11 минут. У нас было четыре ученика и вот мы с ними поехали в Москву. А в этом году было целых 11 человек – это половина старшей школы. Для многих это была вообще первая поездка на поезде, большинство ребят были первый раз в Москве. Их, конечно, многое впечатлило, особенно Макдональдс – это был полный восторг, мы ели там три раза в день! Казалось, цель их приезда в Москву была посетить Макдональдс. Поездка была в марте, всего на два дня: включала, собственно, театральный фестиваль и разные мастер-классы.

Где это все проходило?

Все это проводилось в Новой школе. Многих удивляло, что так может выглядеть учебное пространство. Но здесь был и какой-то болезненный момент. Я пыталась переубедить их, что далеко не все школы Москвы такие. Конечно, многих это немного прибило: вот, мы учимся непонятно где, а тут такое все продвинутое, кабинет психолога есть. Но уехали все с очень хорошими впечатлениями, мне прям радостно было за них.

А в самом Демьяне Бедном есть чем заняться?

Это сложный вопрос, конечно. Там практически нет магазинов, есть один, но он закрывается в 5 часов вечера, и ассортимент там, так сказать, невелик. Ближайший крупный город – Тамбов, до него километров 100, а автобусы ходят раз в день, то по четным, то по нечетным дням. Культурной программы никакой нет. Я только потом поняла, чего мне не хватает и почему я так потухаю – я привыкла вариться в этой академической среде, постоянно общаться с увлеченными людьми. Тут я оказалась в совершенно в новом месте, мне некуда пойти, практически не с кем поговорить. В какой-то момент меня прям прибило, появились пустые тяжелые вечера какого-то одиночества и бездействия. Книжки прочитаны, интернета нормального нет.

И что делала?

Я начала ходить в гости. Еще у меня был коллега Олег. Мы с ним и его собакой гуляли по полям – выходили часа на 2-3. Это было своего рода развлечение: вместе поныть, что-то обсудить, придумать. Ходили в гости к отцу Тихону. Там есть такой прекрасный настоятель монастыря. Он очень интересный человек и очень тепло всегда нас принимал. Дети тоже к нему приходили, с чем-то помогали. Это были очень уютные вечера, мне было хорошо в такие моменты. Как-то раз он организовал вечер, посвященный истории одной вещи, чтобы каждый учитель и ребенок принес вещь, которая важна для него или семьи и рассказал о ней. В школе накрыли стол, учителя принесли пироги. Все сидели, общались, передавали эти вещи по кругу. Вообще, в Демьяне Бедном есть три культурных места: храм, школа и клуб. Клубом заведует тетя Надя, которая своими силами устраивает разные мероприятия, куда люди могут выйти нарядными хотя бы. Иногда она даже на свои деньги что-то закупает. В общем, очень идейный человек.

Фото из личного архива Элины Ликарь

Чем местные жители занимаются? Домашним хозяйством?

В основном да. На территории поселка проживают этнические курды. Я не знаю, сколько процентов, но это интересно, как две совсем разные культуры живут на одной земле. Помню иду после школы, вижу, как крошка Дурсун из моего класса пасет целое стадо баранов. Я даже спросила, тяжело ли это, но он сказал, что нет. Многие занимаются по хозяйству: колют дрова, например, убирают дворы. Недавно гуляла и встретила своих учеников, у которых сломался мотоцикл. Это были три моих самых сложных ученика, пожалуй. И вот они ехали, чтобы поставить сеть для рыбы, и сломались. Но мне было так радостно, что я могу теперь с ними стоять и что-то спрашивать. Понятно, что на уроках они чаще всего чувствовали себя неуверенно, а здесь они рассказывали мне про эти свечи зажигания, моторы, откуда они их достали, как починили. Видно, что они гордились собой в этот момент.

Фото из личного архива Элины Ликарь

Не было желания там остаться?

Нет. Если честно, я так и не научилась жить в этих условиях. Я уезжала из села практически на каждых выходных. А один раз решила провести эксперимент и не выезжать оттуда месяц. Потом, когда уехала, как будто система сломалась – столько незнакомых лиц сразу. В Википедии написано, что там живет 800 человек, но я очень сомневаюсь – мне кажется, человек 400. Некоторые ребята говорили, что не хотят уезжать в город, тогда они будут далеко от семьи, друзей. Я привыкла к другому: к тому, что за пять минут в Москве вижу столько новых людей, сколько местные жители видят за год, наверное.

Материал опубликовала: Юлия Гапонова